На площадке Банки.ру обсудили с главным редактором Владиславом Коваленко итоги 2020 года, пандемию, ее влияние на экономику и возможные пути выхода из кризиса.
Уходящий год лучше всего сравнивать с военными годами по уровню потрясений. Даже послевоенное время, 1950-е, кризисы арабских войн не идут в сравнение с тем, что мы сейчас переживаем по влиянию на экономику. Тогда была понятна и кратковременность, и то, как мировая экономика будет выходить. А сейчас мы можем только гадать. Известно, что человечество развивается от кризиса к кризису, согласно Сократу.
Главный урок пандемии, на мой взгляд, заключается в том, что есть риски, и мы должны к ним тщательнее готовиться. Например, готовиться к пандемиям новых вирусов. И в целом к рискам в экономике, в политике, в социальной сфере, в личной жизни. К сожалению, это уже реальность, а не какая-то фантастическая книга.
Говоря об итогах года, не могу не сказать о действиях ЦБ. В мероприятиях ЦБ все посвящено только одному фактору – низкой инфляции. Низкая инфляция способствует развитию экономики, так гласит монетарная теория. Приходят инвесторы, у них маржа высокая, они не боятся вкладывать деньги в экономику. Все классно, вот у нас сейчас низкая инфляция. А чего экономика-то не развивается? Чтобы переломить стагнацию, нужно запустить механизм увеличения денежной массы. Это не универсальный рецепт, это не всегда хорошо. Но когда у вас стагфляция, то нужно запустить это, как двигатель.
Поговорили также о проблеме ипотеки в нашей стране. Ипотека является одним из главных рычагов развития экономики и способствует повышению уровня жизни населения. Но для этого нужно, чтобы ипотека была доступной, а для этого необходимо разрушить монополизм в строительной отрасли. Когда по всей стране условно 10 застройщиков и два цементных холдинга, вкачивание денег приводит не к росту доступности жилья, а к росту цен у этих застройщиков.
Экономика развивается, когда растет потребление. Потребление увеличивается, если растут доходы. Доходы растут, если появляются новые рабочие места. Рабочие места в условиях монополизма и кризиса не могут появиться.
Только когда у людей будет возможность выбирать, где им работать, компании, конкурируя, будут создавать больше рабочих мест и платить больше денег.
Обсудили также события, связанные со Сбербанком в свете экосистем. Развитие технологий ведет тому, что часть традиционно банковских технологий начинает уходить из банков, лишая владельцев доходов.
Сейчас маятник пошел в сторону экосистемы, то есть глобальный игрок Сбербанк считает, что может заниматься всем. К счастью, человечество еще не придумало ничего, что могло бы заменить диалектику. Она подсказывает нам, что всё вы хорошо делать не сможете. Потом маятник пойдет в обратную сторону, снова начнется деление. Просто это может занимать 20 лет.
Полная версия интервью доступна на портале Банки.ру по ссылке: https://www.banki.ru/news/interview/?id=10939459