Найти тему

Историк Черёмин Александр Александрович о фильме «Москва слезам не верит».

Режиссер-постановщик Владимир Меньшов по сценарию Валентина Черных снял в 1979 году художественный фильм, ставший, несмотря на противодействия чиновников от культуры, любимым фильмом многомиллионной кино и теле аудитории.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит".
Кадр из фильма "Москва слезам не верит".

Владимиром Меньшовым был подобран коллектив единомышленников актеров, которые на высочайшем уровне, с душой сыграли свои роли. На главные роли согласились Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, Алексей Баталов, Борис Сморчков и Александр Фатюшин.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит".
Кадр из фильма "Москва слезам не верит".

Фильм снимали в Москве и Московской области.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит".
Кадр из фильма "Москва слезам не верит".

Лимитчицы приехали в Москву, кто учиться, кто покорять, кто просто работать. В 1958 году три девушки начали строить свою жизнь в столице СССР – городе Москве.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит".
Кадр из фильма "Москва слезам не верит".

В Советском Союзе, в том числе и в Москве, по очередям исполкома и на производстве давали за многолетнюю работу квартиры, и лимитчики имели шанс выехать из общежития и получить постоянную прописку в Москве.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит".
Кадр из фильма "Москва слезам не верит".

В самой Москве шло грандиозное жилищное строительство, тем же, кто работал на стройке, как два героя картины, квартиры выдавались в первую очередь. Спортсмены, выступающие за сборную, все получали квартиры. Для студентов заочников были послабления на работе, давали учебные отпуска. Открывались новые фабрики и заводы, молодые инженеры, успешно делали карьеру на новом производстве. Был доступный всем категориям досуг, можно было сходить в любое учреждение культуры.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит".
Кадр из фильма "Москва слезам не верит".

Знакомство лимитчиц с москвичами давало определенный шанс. Искали потенциального мужа лимитчицы и в Государственной  библиотеке им. Ленина и на Московском кинофестивале.

На производстве москвичам давали приусадебные участки в Московской области, где они строили дачи.

Перевод перспективных спортсменов в московские спортивные клубы был практикой.

Через 20 лет, в 1978 году, главная героиня Екатерина Александровна Тихомирова, стала директором комбината, что было в силу специфики Москвы обычным явлением.

Ее подруги Антонина и Людмила, в силу знаний, менталитета и поставленных задач, получили, что и должны были иметь.

Весь фильм показывается судьба трех бывших лимитчиц.

Главная героиня Катерина, набравшись житейского опыта, закончив институт, воспитывая одна дочь, нашла свое долгожданное счастье в любимом человеке. У Тоси сразу все пошло хорошо и стабильно. Людмила искала через удачное замужество московских высот.

Фильм заслуженно удостоен премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» в 1981 году и Государственной премии СССР.

В моей книге "Награды СССР за труд" показана история Советского Союза, людей труда и москвичей.

Ссылка на сайт.

Черёмин А.А. Книги по истории.