- Сегодня уже мало кто помнит о центрах русской белой эмиграции, такие как Галлиполи в Турции или Бизерте в Тунисе.
- В котором честно предупреждает всех, что будущее эмиграции будет связано с тяжкими испытаниями.
- В конце ноября 1920 года из портов Крыма вышло 126 судов, на борту которых находились 146 тысяч человек, более половины из которых были кадровые военные.
Сегодня уже мало кто помнит о центрах русской белой эмиграции, такие как Галлиполи в Турции или Бизерте в Тунисе.
Вообще трагедия сотен сотен тысяч русских людей, которым волею судьбы пришлось покинуть Родину стало забываться современниками в наше время. 100 лет назад 11 ноября 1920 года Главнокомандующий вооружёнными силами юга России (ВСЮР) генерал Пётр Врангель отдаёт приказ об всеобщей эвакуации.
В котором честно предупреждает всех, что будущее эмиграции будет связано с тяжкими испытаниями.
Большая людская скученность на пароходах, неопределённое время плавания, а также отсутствие каких-либо средств у командования для поддержания людей, заставляет просить эмигрировать только тех, кому грозит непосредственная опасность от большевиков.
К моменту эвакуации ни одна страна в мире не согласилась разместить у себя русскую добровольческую армию. А нужно отметить, что это была приличная сила.
В конце ноября 1920 года из портов Крыма вышло 126 судов, на борту которых находились 146 тысяч человек, более половины из которых были кадровые военные.
Руководили эвакуацией лично главнокомандующий ВСЮР генерал Врангель, командующий черноморским флотом вице-адмирал Михаил Кедров, а также комендант Севастополя генерал Николай Стогов.
Для международного прикрытия безопасность эвакуации обеспечивал французский крейсер "Вальдек-Руссо", покидавший Севастополь последним.
Не оставили красной армии и флоту также 2 линкора "Георгий Победоносец" и "Генерал Алексеев", демонтированные пушки которого воевали во Франции во время II Мировой войны.
Большая часть белой эмиграции осела поначалу в пригороде Стамбула, остальные же вместе с Врангелем отправились к французским берегам. В историю трехлетнее пребывание на западном берегу пролива Дарданелы вошла как "Галлиполийское сидение".
Тяжёлые времена и условия, голод, связанный реквизированием продовольствия французскими оккупационными войсками, холодные грязные бараки, предоставленные беженцам поставили людей на грань выживания.
В первые же месяцы от болезней и голода погибли около 250 человек. В этих непростых условиях белую армию в эмиграции возглавил генерал Кутепов.
Его усилиями восстановилось снабжение, наладился был переселенцев, велась военная дисциплина. К февралю 1921 года на территории поселения Галлиполи действовали 6 юнкерских училищ, фехтовальная школа, библиотека, гимназия и детский сад.
Издавались журналы и газеты, проводились концерты и парады. Местное население уважительно называли генерала Кутеп-пашой и всё чаще обращалась к русским солдатам для наведения порядка.
С лета 1921 года из Галлиполи постепенно начинают разъезжаться эмигранты по разным странам, которые согласились их принять. Кто-то уехал в Сербию и Болгарию, часть во Францию.
Большая часть оказалась в новом перевалочном пункте или новой столице Белой армии тунисском порту Бизерта.
Худо-бедно Франция взяла на себя содержание российских беженцев и многие из них позже пополнили отряды французского иностранного легиона.
Это произошло после 1924 года, когда Франция официально признала СССР и французам пришлось уступить давлению советских дипломатов и ликвидировать русский порт Бизерта, а армию расформировать.
Многие тысячи наших соотечественников, не приняв советскую власть оказались разбросанными по всему миру, организовав русские диаспоры вплоть до Новой Зеландии.