Под конец года, президент России Владимир Путин подписал целый ряд знаковых во многом законов, касающихся защиты интересов страны и российского информационного сектора на платформах социальных сетей. Одним из таких первоочередных в плане важности для страны является закон о запрете цензуры российских СМИ в Интернете – теперь, как следует из подписанного президентом законопроекта, иностранным социальным сетям и различным стриминговым платформам, включая очевидно и флагманов американского «биг теха» в лице Фейсбука, Твиттера и Ютьюба будут грозить серьезные штрафы, а также перспективы блокировок и приостановления деятельности на территории России.
Санкции в рамках законопроекта будут касаться ограничения доступа к информации на основании цензуры по национальной, расовой или политической принадлежности. Как сказано в законе, теперь Генеральный прокурор по согласованию с МИДом сможет маркировать соответствующую социальную платформу как участвующую в дискриминации российских пользователей, СМИ или производителей контента. Соцсети и стриминговые платформы могут получать штрафы вплоть до 3 миллионов рублей, а также замедление трафика.
Важность закона даже не нужно серьезно обосновывать – сама жизнь, а точнее откровенная цензура, замалчивание, постоянная дискриминация российских средств массовой информации диктуют важность принятия нового закона. У всех на слуху цензура в отношении RT, удаление аккаунтов телеканала «Царьград», а также медиа-группы «Патриот» - это лишь малая часть проблемных ситуаций на просторах Facebook а YouTube, которая требовали реагирования со стороны российского государства. И тут следует понимать, что по мере разворачивания ожесточенного противостояния и по сути новой Холодной войны 2.0 в отношении российских СМИ будет разворачиваться полноценна кампания на уничтожение. И составной частью этой кампании станет кампания умолчания, технологических и алгоритмических ограничений выдачи российского контента на иностранных, прежде всего американских площадках.
И тут на самом деле не очень большое поле для маневра, так как игнорирование ограничительной дискриминационной политики приведет к тому, что очень скоро аккаунты тех же российских государственных телеканалов, да и частных тоже, если они не будут соответствовать вашингтонскому либеральному мейнстриму попросту выкинут отовсюду, и люди лишатся возможности получать альтернативные точки зрения и слышать голос оппонентов. При этом важно понимать, что простыми запретами нельзя решить проблему цензурирования иностранными соцсетями российских пользователей и СМИ – важно конечно же создавать работающие альтернативы. В этом смысле в России есть прототипы жизнеспособных экосистем – тот же Вконтакте или поисковик Яндекс. Тем не менее, сильно хромает рынок видео-стриминговых сервисов, не удалось нормально «допилить» Rutube, нет понятных каналов монетизации у блогеров и производителей контента. В принципе большой вопрос получится ли создать эффективный заменить YouTube – и на пример Китая ориентироваться не стоит, там другой совершенно рынок и условия. Тем не менее, можно констатировать, что перед иностранными платформами довольно четко обозначена решимость российского государства защищать интересы своих граждан и бизнеса в онлайн-пространстве.