Министерству образования дали на откуп специфические проблемы последипломной подготовки врачей. Благословлено обучение только по десятку специальностей из 96 номенклатурных. Благословлена не сама ординатура как факт, а стандарт образования врачей. Для клинических ординаторов четырёх специальностей новая реальность начнётся уже через неделю, если учителя успеют переподготовиться.
Десять новых образовательных стандартов вышли «из чрева» Министерства образования, под раздачу обновлений попали неврологи и акушеры-гинекологи с педиатрами, функциональные диагносты и раритетные водолазные и авиакосмические спецы, врачи МСЭ и эпидемиологи, клинические лаборанты с микробиологами. Можно посочувствовать обучающим ординаторов-параклиницистов и пожалеть преподающих науки клиницистам, чтобы не утратить образовательную лицензию придётся исполнять обновлённые ФГОС.
Мигом – с 1 января необходимо внедрить изменения в процесс подготовки неврологов, педиатров, функциональных диагностов и эпидемиологов, старые федеральные государственные образовательные стандарты по этим специальностям прекращают действовать ровно в новогоднюю полночь. Остальные до 1 сентября имеют фору на пересмотр своих педагогических планов. Необычно, что только вузы имеют право на клиническую ординатуру по водолазной и авиакосмической медицине, никакие иные курсы-кафедры-центры не удостоились разрешения Минобра.
Все дебаты Минздрава о пролонгации обучения на годы и пятилетки канули в лету, Минобр не стал менять сроки подготовки клинических ординаторов – всё те же 2 года, «включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации», и 120 зачётных единиц, кроме врачей МСЭ – им дали один год и 80 з.е. Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями можно увеличить срок обучения в ординатуре ещё на полгода.
Образователям дали право на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, но эпизодически и время от времени: «Реализация программы ординатуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается». Впервые «реализация программы ординатуры осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы».
Упор в обучении ординаторов необходимо делать на практическую подготовку и симуляторы, поэтому в штате преподавателей должны быть практики и руководители ЛПУ, их популяция в образовательной организации не может быть менее 10%. Чиновники Министерства образования не взяли на себя написание конкретных учебных планов, за что им большое спасибо от всех россиян.
Что об этом думают врачи можно узнать на mirVracha.ru!