Многие считают, что успешно пройденное собеседование и полученное приглашение - это успех и теперь можно выдохнуть. Но на практике все происходит совершенно иначе.
Впереди нас ждет самый трудный – первый рабочий день. Мы не знаем регламентов и приказов компании, внутренних распорядков и внегласных правил, где столовая, сан узел, чайник, свч и бойлер с чистой водой и многие другие вещи. Мы не знакомы с коллективом, не владеем информацией о конфликтах, о любимчиках, о врединах и стукачах. Мы ничего не знаем о компании, и опытный сотрудник должен быть готов к этому дню даже в большей степени, нежели к самому собеседованию.
Слов будет много, но постараюсь без воды. Прошу дочитать до конца!
Задавайте вопросы, рассказывайте о своем опыте.
Давайте сразу разберемся. Есть два типа компаний, которые разительно отличаются друг от друга по работе с новыми сотрудниками. К какому типу относится, выбранная Вами компания, необходимо определиться в первый день. Это поможет оперативно выработать стратегию поведения и дальнейших действий для комфортного «вливания» в коллектив.
Первый тип – это компании, в которых четко прописано и закреплено приказом введение в должность нового сотрудника.
В данном приказе прописаны все важные моменты введения в должность. Перечислю основные из них:
- Список приказов и регламентов, необходимых для изучения новому сотруднику в соответствии с занимаемой должностью.
- Наставник. С этим человеком, как правило, знакомят в первый день. Он должен отвечать за предоставление всей необходимой информации (Вы же не знаете где ее взять), он же отвечает за представление нового сотрудника коллективу.
- План по обучению на определенный срок с конкретным планом действий и необходимых для изучения тем в разрезе всех рабочих дней. В этом плане напротив каждой темы должны расписываться, как наставник (он несет полную ответственность за Вас), так и новый сотрудник.
- Все необходимые для работы гаджеты, магнитные карты и ключи для доступа к закрытым помещениям и т.д.
- Программное обеспечение. Описание основных программ для работы. Часто этот пункт, как отдельный пункт отсутствует и ему просто уделено определенное время в плане обучения.
В одних компаниях этот список может быть больше, в других меньше. Но во всех компаниях, которые серьезно относятся к введению в должность нового сотрудника, и заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве есть план по обучению и зачастую от качества его прохождения зависит эффективность нового члена команды.
Попасть в такую компанию – это успех. Вольётесь в работу быстро и безболезненно. Минимальный стресс и постоянная поддержка. Максимальная оперативность в получении ответов на возникшие вопросы. Главное – это соблюдать план обучения, быть внимательным и ответственным.
Все первые шаги на новом месте под присмотром наставника дорогого стоят. Такой подход поможет избежать массы ошибок.
Второй тип – это компании, в которых даже не слышали о таком мероприятии, как введение в должность нового сотрудника.
Как правило, попав в такую компанию, Вы остаетесь один на один со всеми вышеперечисленными пунктами кроме одного. Гаджеты, необходимые для работы, Вам выдадут под роспись и припугнут, что в случае порчи или утери, платить придется именно Вам.
Первый месяц работы в такой компании будет похож на ад.
Вам придется разными путями добывать все приказы, регламентирующие Вашу деятельность и работу Ваших подчиненных, если Вы пришли на должность руководителя.
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что в этих компаниях даже может не быть отдельной папки с приказами. Придется искать в почте, причем в почте других сотрудников, поскольку почтовые сообщения Вы начнете получать либо сегодня, либо через несколько дней, в зависимости от качества работы отдела IT. Более того, часть приказов, которые Вы найдете, могут оказаться устаревшими и узнаете Вы об этом в самый неподходящий момент.
Довелось работать в компании, в которой меня жестко удивили своим подходом в работе с новыми сотрудниками (руководящие должности). Надо отдать должное этой компании, введение в должность обычных продавцов настроен очень качественно.
На второй день, после оформления всех документов, меня познакомили с линейным руководителем и босс дал понять, что этот человек меня введет в должность.
На вопрос о наличии плана введения в должность я получил отрицательный ответ. Меня это смутило, но переживать не стал, поскольку наставник все-таки был.
Первые дни, как обычно – знакомство с различными службами, с точками продаж, с минимальным количеством регламентов двух годичной давности. И все это галопом по Европам
После 3-х дней работы, линейный руководитель, который выполнял роль наставника, не приехал в торговую точку, в которой договорились встретиться. "Бывает", - подумал я.
Вторник и среда так же прошли в одиночестве. Я звонил, но наставник ссылался на напряги со стороны руководства, какие-то встречи и не приезжал.
На тот момент я понимал свою работу только в общих чертах. Благо был опыт работы в серьезных компаниях. Пришлось все брать в свои руки.
1. Прописал вопросы, которые у меня были голове без ответов.
2. Ответы можно было получить от сотрудников разных отделов, следовательно, нужны были их контакты.
3. Я не был знаком с моими коллегами по цеху на таких же должностях. Они же уже обладают всей необходимой информацией и применяют ее на практике ежедневно, следовательно, нужно оперативно налаживать и эти контакты.
4. Поговорил с подчиненными продавцами, собрал список вопросов от них. Нужны были приказы, которые мне не дали для изучения, нужны были контакты определенных служб.
Позвонив в HR, запросил список контактов. Сел за стол и начал обзванивать сотрудников офиса. Часто меня перекидывали от одного человека к другому. На некоторые вопросы никто в офисе ответить не мог. На тот момент наставник практически на мои звонки не отвечал.
За два оставшиеся дня рабочей недели я закрыл все потребности в контактах, перезнакомился практически со всеми сотрудниками в офисе, начал налаживать отношения со службой безопасности и с отделом обучения, бухгалтерией и закупками.
Наставнику звонить я перестал, поскольку это было не эффективно и постоянное ожидание встречи меня сильно напрягало. Строго говоря, в дальнейшем с моим линейным руководителем, который выполнял роль наставника, мы очень продуктивно работали.
Чтобы более-менее влиться в работу мне потребовался месяц. Я понял, чем занимаются мои коллеги, как проводятся совещания, как работают мои подчиненные на местах, за что отвечают сотрудники офиса и чем они могут быть полезны, сделал свои выводы и прописал план действий на следующий месяц. Вопросов оставалось еще предостаточно, но работу это уже не тормозило.
Наладив контакт с отделом обучения, я задал открыто вопрос их руководителю: «Почему наставник бросил меня через три дня после моего оформления в компании?»
Вы не поверите, как и я не поверил своим ушам, когда получил ответ. Начальник отдела с ехидной улыбкой ответила: «Илья, это мы так решили проверить, как ты выкрутишься из этой ситуации. Ты успешно справился, молодец!»
Этот ответ меня убил. Что в мозгах у этих людей? Зачем все это? Неужели для компании не важно максимально оперативно ввести в должность нового сотрудника и начать увеличивать эффективность вверенной территории? Вот такое было начало работы в компании, которая относилась и, к сожалению, относится к сотрудникам всех уровней, как к рабам, на которых можно проводить любые эксперименты .
Возвращаясь к теме разговора, рекомендую каждому из Вас на новом месте, в кратчайшие сроки понять, к какому типу компаний относится ваша организация.
Первый тип – самый удачный расклад. В таких компаниях все обязанности прописаны. Обучение поставлено, как правило, на поток.
Второй тип – самый нервный и не предсказуемый. При отсутствии определенного опыта, либо Вас снесут в течение испытательного срока, либо Вы сами уйдете, не желая терпеть неизвестность и непонимание.
Совет очень прост – если нет плана обучения и наставника, берите всё в свои руки. Отключите застенчивость и страхи. Звоните, спрашивайте, выбивайте молотом Тора ответы на все возникшие вопросы. Если этого не сделать, долго в такой компании Вы точно не проработаете.
И второй совет – наладьте, как можно скорее, контакт с коллегами на аналогичных должностях, сделайте их своими неформальными наставниками хотя бы на первое время. Они, в такой ситуации, являются основным, а порой единственным источником свежей информации.
Успехов на новом месте! Пусть первые дни и месяцы в новой для Вас компании будут максимально комфортными и эффективными!