Любовь Пьера Кардена к России стала притчей во языцех. Он использовал русские мотивы в своих коллекциях, одевал русских балерин и первых леди, а в постперестроечные годы скупал столичную коммерческую недвижимость, открывал в Москве рестораны, а во Францию возил провинциальные драматические коллективы.
НАДЯ КУПРИНА
Связи дизайнера с Россией удивительно многообразны: он не только шил для Раисы Горбачевой, жены единственного президента СССР, и одевал легендарную балерину Майю Плисецкую, но и как посол доброй воли ЮНЕСКО собирал средства на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы. А в 2013 году получил из рук Владимира Путина Орден дружбы, которым награждаются иностранцы за заслуги перед Россией.
Советские годы
Карден бывал в России несчетное количество раз. Первый визит состоялся ещё в советские годы (в 1963 году в составе делегации деятелей культуры). Модельера никогда не останавливала политическая цензура: если он считал проект коммерчески успешным, то готов был реализовывать его даже по ту сторону железного занавеса. Карден сотрудничал с несколькими десятками текстильных фабрик СССР, отшивая в них коллекции прет-а-порте для Восточной Европы.
Ключевым мотивом 1960-70-х в творчестве модельера стало освоение Космоса. Кутюрье признавался, что революционные женские образы в костюмах, напоминающих скафандры, были порождены в его воображении фотографиями первой женщины на земной орбите Валентины Терешковой.
Знаковой для его творчества и в целом для развития моды 1960-х стала коллекция Space, вдохновлённая полётом в космос Юрия Гагарина. И впоследствии Карден не раз возвращался к теме звёздных одиссей. Так, в 2011 году в Кремлёвском дворце состоялся модный показ ещё одной «космической» коллекции Кардена, приуроченной уже к 50-летию полёта Гагарина и вдохновлённой русским вкладом в исследование космоса.
В 1970-х Кардена считали главной западной fashion-звездой в СССР. Политическая лояльность открывала ему многие двери. Костюмы от Кардена, которые можно было купить в закрытых для простых граждан магазинах «Берёзка», носили жёны политруководства, а личная дружба с Майей Плисецкой способствовала популярности среди обеспеченной богемы.
Карден познакомился с Плисецкой во время её гастролей во Франции (на театральном фестивале 1971 года в Авиньоне) и впоследствии создавал костюмы для многих постановок, в которых была задействована прима. Самой знаменитой стал легендарный балет Большого театра «Анна Каренина».
Балерина также охотно демонстрировала ансамбли Кардена в повседневной жизни, что служило им лучшей рекламой в советском светском обществе.
На рубеже эпох
Перестройка не повлияла на отношение кутюрье к России. Бизнес быстро перепрофилировался, и заказов стало только больше. Карден стоял у истоков всей индустрии готового платья и столь привычных в наши дни франшиз и логотипов, поэтому открытие нового рынка в лице громадной страны, не знавшей рамок и финансовых ограничений, его лишь подстегнуло.
Интересно, что эффектный крой и скульптурные силуэты моделей Кардена пришлись по вкусу и новой элите. Первые леди – снова в костюмах от Кардена. Раиса Горбачёва не раз называла кутюрье своим любимым дизайнером и носила его изделия во время всех официальных визитов.
Карден начал активно промоутировать русскую культуру на Западе ещё в советские годы. С его подачи постановку «Юнона и Авось» Марка Захарова увидели во Франции, а в перестроечные годы многоликий модельер, на сей раз выступивший в роли продюсера, привёз её в США. По слухам, он сам неплохо пел и любил исполнять знаменитую арию из спектакля Захарова в кругу друзей в принадлежавшем ему ресторане Maxim’s (модельер владел всей сетью, включая флагманское заведение в Париже и московское, открывшееся в 1998-м).
Карден всегда был хватким бизнесменом, и это касалось самых разных сфер. Так, в Париже он создал собственный театр Espace Pierre Cardin, где ставилось немало русских пьес. В свою очередь, Карден как «прокатчик» привозил в новую Россию европейские постановки, способствуя налаживанию культурных связей.
«Я всегда считал себя не столько закройщиком (хотя в этом я, безусловно, хорош), - говорил модельер, - но и дипломатом. Я поддерживал искусство, социальные проекты, важные культурные инициативы по обе стороны занавеса». Дизайнер спонсировал сразу несколько премий для начинающих артистов и художников из России, включая фестиваль «Юные дарования», не раз устраивал показы русских дизайнеров во Франции и выделял немало средств на самые разные проекты в сфере культурного обмена двух стран.
Владимир Вяткин/SputnikКарден в Детской школе искусств "Старт"
Звёздный час
Одним из самых громких событий карденомании в России стало дефиле 1991 года, состоявшееся прямо на Красной площади. Считается, что невиданное для страны шоу тогда посетило 200,000 человек. Показ стал знамением времени, символом наступления новой эпохи, стиравшей границы между мирами, враждовавшими 70 лет.
Его сравнивали с парадом и транслировали на первых каналах как своего рода символ страны, устремлённой в будущее. Интересно, что главным спонсором шоу выступила фирма «МММ», одна из первых коммерческих структур эпохи, ставшая впоследствии крупнейшей финансовой пирамидой.
Карден славился амбициозностью и видел своей резиденцией никак не меньше, чем родовое гнездо маркиза де Сада. Он купил замок Лакост и фактически всю деревню при нём в начале 2000-х, заработав свой первый миллиард. И тут снова и довольно неожиданно обнаруживается русский след: модельер устроил при замке парк скульптур, собрав коллекцию сплошь из русских авторов. В частности, памятник де Саду там принадлежит рукам московского скульптора Александра Бурганова.