Найти тему
Владимир Шнюков

МЫ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ. ТОЛЬКО НЕ ЗНАЛИ ОБ ЭТОМ. Глава 4. Союз нерушимый обрушился разом

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Вспомнил картинку из жизни по теме главы. 1986 год, унылое профсоюзное собрание работников строительного треста. Инструктор горкома партии монотонно бубнит о партийных планах перестройки жизни Советского Союза, народ тихо дремлет. Тишь да благодать обрывает раздражённый голос с заднего ряда: «Пурга это, все ваши планы! Через пять лет никакого Советского Союза не будет уже!». Народ дружно очнулся: хохот, разговоры. Стало весело.

Жаль, не отметил в памяти имени того мужичка с заднего ряда – есть, оказывается, пророки в родном отечестве.

Истинные радетели СССР с ходу назовут причины развала великого государства, а с ним и советского строя: тупой Горбачёв, алкаш Ельцин, ну и эта бессовестная рыжая морда – Чубайс. Более продвинутые со знанием дела добавят, что все названные фигуранты – лишь куклы, а кукловоды – за рубежом, в госдепартаменте США. Только вот у меня, долго прожившего в той провалившейся в историю стране, есть стойкое ощущение, что если и была какая-то роль госдепа США, и вообще Запада, в развале СССР – то сто тридцать девятая. И поставь на место Горбачёва хоть кого (хоть самого Сталина) – ничего бы не изменилось.

Где-то к тридцати годам в моём рабоче-крестьянском сознании утвердился стойкий разлад с политикой КПСС (в которую я так и не вступил, хотя настойчиво звали: передовик производства, да и грамотный, книжки всякие читает…), - никак не мог получить ответы на некоторые вопросы. Например, такой: безработицы нет, все предприятия в стране работают по полной, новые заводы и фабрики запускаются, пятилетки выполняются и перевыполняются, - а в магазинах пусто. Если что получше надо купить, что угодно, - топай в столицу. Как у Высоцкого: «Я самый непьющий из всех мужиков, во мне есть моральная сила, и наша семья большинством голосов, снабдив меня списком на восемь листов, в столицу меня проводила». И куда же всё девается? Или наша плановая экономика вовсе не так хороша, как о том нам наверху талдычат? А, может быть, и вовсе в утиль её пора, коль толку ноль, одни убытки? Вопрос, однако…

Или такое. Когда в восьмидесятых годах впервые поработал шведской бензопилой «Хускварна», то вопрос к партии и правительству у меня был один: мы действительно в космос летаем? Потому что, если мы делаем космические корабли, то почему не можем сделать обычную бензопилу? Работал родным советским «Уралом» и на валке леса, и на стройке, - по сравнению со «шведкой» наша бензопила просто ископаемое: тяжёлая, неудобная, заводится через раз; да ещё стартер съёмный, обронишь в снег – не найдёшь. И сделаешь лёгонькой «шведкой» за то же время гораздо больше, чем тяжёлым «Уралом».

То же скажет любой экскаваторщик, который поработал на советской машине, в тряске да грохоте, а потом пересел, к примеру, на «Вольво», где не человек для машины, а машина для человека. Работать легче: гораздо меньше шума, вибрации, удобное управление, а кубов сделаешь больше. И на стройке похожее: финны, эти чухонцы задрипанные, отверстия для труб в бетонных перекрытиях специальным буром делали; а мы, советские люди, - ломом и кувалдой. В общем, подобное - куда ни глянь.

Помню ленинские слова, ставшие лозунгом: «Производительность труда – это, в последнем счёте, самое главное, самое важное для победы нового общественного строя». Ленин, как известно, был непререкаемым авторитетом для коммунистической партии, нас учили «жить по заветам Ильича». Так вот по Ленину получалось, что в середине восьмидесятых годов двадцатого века стало совершенно ясно: контору под названием КПСС надо разогнать на хрен, поскольку построенный ею социализм превзойти капитализм в области производительности труда не мог - никак, нигде и никогда.

Здорово, конечно, что не было безработицы. Но работать – ещё не значит заработать. Насколько помню своё окружение, то люди жили от зарплаты до зарплаты, если и было что про запас, то не ахти. Хотя заработать можно было, это смотря где. После школы работал в леспромхозе и когда взяли в бригаду на «верхний склад» (валка, трелёвка, отгрузка леса), то как-то в зимний месяц получил пятьсот рублей: это очень хорошие деньги, если перевести на нынешние, то, наверное, около ста тысяч. Но это на лесозаготовке, и лишь зимой (лучшее время, дороги мороз строит). А когда был бригадиром строительной бригады, то сам составлял наряды и плотно познакомился с расценками на оплату труда строителей в советской стране. И бывало так: нормально отработали месяц, без простоев, с полной выкладкой, план выполнили; а по расценкам за сделанные объёмы получается рублей шесть в день на человека, - мизер. И чтобы у мужиков было хотя бы по червонцу в день – рисуешь в нарядах буквально «закат солнца вручную». Когда прокатит, когда нет. Когда не прокатывало, то работала другая «расценка»: «Ты здесь хозяин, а не гость, тащи со стройки каждый гвоздь!». Впрочем, эта универсальная «расценка» широко применялась на всех предприятиях необъятного Советского Союза, знай заменяй слово «стройка» на нужное.

Здорово, конечно, и то, что советские люди получали квартиры от государства: бесплатно, по распределению. Только вот далеко не всем улыбалось это счастье. В очереди на жильё человек стоял на том предприятии, где работал. Где-то очередь шла, где-то ползла, а где-то и вовсе только что не пятилась. Тут уж как повезёт. А кому не повезло, то так и умирали в коммуналках да в бараках. Власть пыжилась, уверяла, что все советские люди получат благоустроенные квартиры; но это так, болтология, никто уже и не верил.

Реальная власть была в руках Политбюро ЦК КПСС: этакий круг влиятельных бояр, которые из своего состава выдвигали царя-батюшку – Генерального секретаря ЦК КПСС. Догадывались ли советские бояре, что если пойдёт так дальше, то кирдык стране наступит непременно? Сложно сказать, чёрт знает, что там бродило в их головах, но, похоже, военные и космические понты перед Америкой были для них важнее всего.

Дело в приоритетах. В Советском Союзе человек был для государства, а не государство для человека. А государством Советский Союз был могучим. И поэтому патриоты-государственники скажут мне, что я был, живя в СССР, этой великой державе, несомненно счастлив. Вот этого я как раз не знал. Если и был я счастлив в то время, то потому, что был молод, полон сил, идей; и мне было совершенно наплевать, в каком государстве я живу – великом или малом. Это для счастья человека не имеет ни малейшего значения.

На этом заканчиваю данный цикл. Далее планирую серию зарисовок из личной (и не только) жизни на тему: «Бандитские девяностые». А также всякое разное и на злобу дня сегодняшнего.

Читайте, комментируйте, оценивайте, подписывайтесь на мой канал.

Предыдущие главы можно прочитать здесь -https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5fd4ab4371eb1406f27f8898/5fdf4fe2c80827600f9089ed/edit