Добыча алмазов имеет определенную специфику. Бурятся шурфы, закладываются заряды и происходит взрыв скальной породы. Далее порода поступает в дробилки с последующим извлечением алмазов. Но при взрыве алмазы получают микротрещины, что способствует снижению ценности конечного продукта. Понятно, что в министерстве не хотели мириться с этой проблемой. И на Челябинский тракторный завод из Москвы пришло техническое задание по созданию бульдозера способного вскрывать горную породу.
В 1983 году, ЧТЗ явил свету трактор - богатырь, сто трех тонный Т-800. Двигатель мощностью 820 л с, хорошо зарекомендовавший себя в большегрузных БЕЛАЗах, прекрасно подошел для данной конструкции.
А дальше, испытания. В условиях севера клык рыхлителя врезался в мерзлоту на глубину 1,8 м и выворачивал огромные, замерзшие глыбы. Огромный отвал шириной 6 м, выталкивал 26 куб. м., значительно ускоряя выемку грунта. В Узбекистане в золотодобывающем карьере, мощным клыком, высекая искры и дым, вскрывал твердую породу. Испытательной комиссии приходилось уходить подальше от бульдозера, остерегаясь камней разлетающихся на несколько метров. После успешных гос испытаний два Т-800 так и остались в Узбекистане, где и находятся до сих пор.
Якутские алмазодобывающие предприятия, узнав о чудо-машине начали забрасывать минтранс письмами о необходимости иметь у себя мощные и производительные Т-800. Но и сама доставка этих гигантов представляла сложность. За тысячи километров доставить бульдозера, без жд сообщения, было не простой задачей. На помощь пришла авиация. После неудачной попытки заезда на платформу самолета "Антей" ( она не выдержала веса трактора), через месяц на суперлайнере "Мрия" доставили долгожданный груз в Якутию.
Т-800 занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый производительный бульдозер - рыхлитель в мире. Всего выпущено 9 единиц этих бульдозеров. Развал СССР дал свои негативные результаты.
Эти гиганты были очень востребованы в золото и алмазодобывающей промышленности. В наше время трудятся бульдозера зарубежного производства, но Т-800 не теряют своей актуальности. Иностранные компании проявляют интерес к Челябинским машинам сверхтяжелого класса. ЮАР, Индия,Таджикистан изъявили желание приобрести бульдозера Т-800. Будем надеяться на возрождение этих Челябинских богатырей семейства ЧТЗ.
Интересные факты о технике на моем канале