Найти тему
Плёнки и винил

Смешные случаи из истории первого культового сериала

Оглавление

Оказывается, первый сериал, который можно называть культовым, появился не на телевидении, а на радио. «Путешествие в космос», три сезона которого вышли на волнах Би-би-си в 1953-56 годах, до сих пор собирает поклонников. Его историю подробно рассказывал в давней статье. Но недавно, читая книгу о нём, наткнулся ещё на несколько забавных фактов, которыми и хочу поделиться.

Автор сериала Чарлз Чилтон и актёры.
Автор сериала Чарлз Чилтон и актёры.
Действие сериала разворачивалось в 1965-72 годах. Сначала герои летели на Луну, потом совершали путешествие в прошлое, возвращались в своё время, посещали Марс и предотвращали попытку марсиан захватить Землю с помощью зомбирующих сигналов телевидения. Всё это было плодом творчества одного человека, сценариста Чарлза Чилтона

Микрофон с горчицей

Артисты «Путешествия в космос» были большими любителями розыгрышей в прямом эфире (сериал шёл без предварительной записи). Так, однажды, когда один из них, Эндрю Фолдс, произносил в микрофон взволнованный монолог, другой, Дэвид Джейкобс, подошёл и без предупреждения вылил ему на брюки полный кувшин холодной воды. Эндрю не изменившись в голосе довёл монолог до конца, но зато в следующий раз, когда Джейкобсу пришлось очень близко, касаясь губами, говорить в специальный микрофон с особым искажающим эффектом, тот оказался густо измазан горчицей.

-2

Есть скафандр – не готов путешествовать!

Рекламные снимки актёров, сделанные для пресс-релизов и обложек книг, часто показывали их в космических скафандрах. На самом деле у них был всего один скафандр, позаимствованный из Центра аэронавигационных исследований, где он использовался для экспериментов с атмосферными явлениями. Для рекламных снимков каждый из актёров по очереди надевал этот костюм, а затем отдельные снимки монтировались в групповое фото. При этом у скафандра был герметичный шлем, и тому, кто его надевал, приходилось задерживать дыхание, пока оператор быстро снимал, чтобы актёр не успел задохнуться.

-3

Будет о чём внукам рассказать

Успех сериала не был гарантирован: через три недели после премьеры на Би-би-си его решили снять с эфира, и Чилтона вызвал руководитель, сказавший, что, по его мнению, шоу никуда не годится, поскольку его внукам оно не нравится. Чилтон уговорил его оставить «Путешествие в космос» на восемь недель, и к тому времени оно стало настолько популярным, что руководство само просило его продолжать.

Чилтон писал сценарии неделю за неделей, даже не зная, что будет дальше, обычно начиная в пятницу вечером эпизод, который выходил в эфир в понедельник. Он разрывался между написанием сценариев и заботой о грудном ребёнке. Кроме того в послевоенные годы в английской столице по-прежнему часто выключалось электричество, лишая его возможности работать. Однажды он написал эпизод на неделю вперёд, но в четверг порвал его и начал снова. Позже он сказал, что если бы знал, насколько люди серьёзно воспримут его творчество, то был бы в ужасе.

-4

Одно сплошное радио

Еще в 50-х после успеха первых трёх частей Чилтону было сделано предложение перенести «Путешествие в космос» на телеэкраны. Однако он счёл это предложение неперспективным: «В те дни по телевизору всё транслировалось в прямом эфире из студии с картонными декорациями и вырезами для реквизита. Я не хотел видеть, как экипаж ходит по Луне и при этом фон позади них трясётся». В одном интервью Чилтон пояснил: «Радио – это как телевидение, только картинка лучше».

Чарлз Чилтон в студии.
Чарлз Чилтон в студии.
Нам, привыкшим к компьютерным визуальным эффектам, это уже трудно понять, но в 50-х это так и было: радио, опираясь на возможности звука и воображение слушателей, позволяло рассказывать более масштабные истории с большим количеством участников, чем телевидение.
  • О буднях съёмок сериалов на телевидении 50-х можно почитать смешные воспоминания актёров в двух материалах на канале: байки №1 и байки №2