Найти тему
Navygaming Channel

Линейный корабль типа «Айова» - достижение американского идеала

Линейные корабли типа «Айова» - практически последние построенные классические линейные корабли, началу строительства которых положил английский «Дредноут». И не удивительно, что они вобрали в себя самое лучшее, из того что до этого было создано кораблестроителями мира. Вероятно, именно этим и определяется их активная эксплуатация во время Второй мировой войны и в послевоенный период, почти пятидесятилетний срок службы, резервы для многочисленных модернизаций. Да, приходится признать – это были достаточно совершенные для своего времени корабли, и единственные ЛК, не утратившие свою актуальность даже в век авианосной реактивной авиации. Однако для этого американским адмиралам, конструкторам и судостроителям пришлось пройти достаточно длительный путь.

Бульб носовой части корпуса линкора ВВ-61 «Айовы», сухой док № 4 военно-морской верфи в Норфолке, 26 апреля 1985 года
Бульб носовой части корпуса линкора ВВ-61 «Айовы», сухой док № 4 военно-морской верфи в Норфолке, 26 апреля 1985 года

Уже к концу Первой мировой войны полностью был сформирован тип американского линейного корабля – сверхдредноута, построенного с учетом Ютландского боя. К примеру, линкоры типа «Невада» стали первыми ЛК, бронирование которых было выполнено по принципу «все или ничего», положив начало целому семейству так называемых «стандартных» линкоров: нефтяное отопление котлов, бронирование нового типа, компактное расположение орудий главного калибра (ГК) в двух- и трехорудийных башнях. Линкоры типа «Пенсильвания» продолжили реализацию данных принципов и представляли по сути те же «Невады», только чуть больше и с 12 -356-мм орудиями ГК. Последовавшие за ними три ЛК типа «Нью-Мексико» представляли собой уже видоизмененную «Пенсильванию», но с новыми 14-дюймовыми орудиями, турбоэлектрической энергетической установкой (ЭУ) и более «мореходным» корпусом. Следующие «Теннесси» можно было отличить только по двухтрубному силуэту и отсутствием казематных орудий в корпусе корабля. И наконец, последними в этой череде практически однотипных линкоров стали корабли типа «Мэриленд», наиболее существенным отличием которых от своих предшественников был переход к использованию 16-дюймовых орудий, размещенных в его четырех двухорудийных башнях.

Башни главного калибра с 406-мм/45 орудиями Mk6 линейного корабля ВВ-55 «Норт Kэролайн», 27 августа 1941 года
Башни главного калибра с 406-мм/45 орудиями Mk6 линейного корабля ВВ-55 «Норт Kэролайн», 27 августа 1941 года

В результате к 20-м годам ХХ века линейный флот США по своим боевым возможностям не уступал британскому, а американская промышленность приобрела опыт строительства крупных боевых кораблей современного уровня. Подписанные ведущими странами мира договора по ограничению морских вооружений приостановили на время строительство ЛК, однако в проектных и конструкторских бюро работа не прекращалась. Вынужденная пауза позволила американцам обобщить имеющийся опыт и предложить собственную концепцию корабля.

Залп из 406-мм/45 орудий Mk5 линейного корабля ВВ-45 «Колорадо», ноябрь 1943 года
Залп из 406-мм/45 орудий Mk5 линейного корабля ВВ-45 «Колорадо», ноябрь 1943 года

Здесь, вероятно, сыграло свою роль и отсутствие в составе американского флота линейных КР, в то время как в британском, немецком и японском флотах такие корабли присутствовали и на их основе велись разработки более современных боевых кораблей. Первая попытка создания кораблей данного типа – линейных КР типа «Саратога» успехом не увенчалась (возможно – к счастью для американцев) – помешало Вашингтонское соглашение, однако идея ЛК с высокой скоростью хода продолжала обсуждаться на флоте и в конструкторских бюро. Поэтому решение перейти к строительству именно «быстроходных линкоров» выглядит вполне обоснованным, особенно если вспомнить, какое раздражение вызывали у американских адмиралов японские линейные КР типа «Конго», которых тихоходные американские ЛК (скорость хода 21 узел) не могли догнать.

После длительного перерыва, который не пропал даром, в конце 30-х годов американская промышленность освоила строительство кораблей «нового» типа, максимально отвечавших потребностям морского боя. И за относительно короткое время в строй были введены ЛК типа «Норт Кэролайн» (2 единицы), «Саут Дакота» (4 единицы) и наконец, «Айова» (4 единицы). Эти современные корабли в дальнейшем составили костяк быстроходного авианосного соединения и внесли достаточно весомый вклад в дело победы во Второй мировой войне. Предлагаем вам в этой статье обобщить данные линкоров типа "Айова", по возможности определив некоторые особенности этих кораблей. При этом постараемся не повторяться, а обратить внимание на основные характеристики.

Линкор ВВ-55 «Норт Кэролайн» в Перл-Харборе, 16 ноября 1942 года
Линкор ВВ-55 «Норт Кэролайн» в Перл-Харборе, 16 ноября 1942 года

Сразу необходимо отметить, что все последующие корабли были крупнее своих предшественников. И если разница между «Норт Кэролайн» и «Саут Дакотой» не была очень значительной (около 500 т для стандартного водоизмещения, и около 200 т - для полного), то «Айова», при проектировании которого были сняты «вашингтонские» ограничения, был более «солидным», превосходя по водоизмещению предшественников на 10-12 тысяч тонн, а по длине по ватерлинии – почти на 50- 60 м. Любопытно, что ширина все 10 ЛК трех данных типов была одинакова – 33 м, здесь был учтен «Панамский стандарт»!

Обслуживание экипажем 406-мм/45 орудия главного калибра на линкоре ВВ-55 «Норт Кэролайн»
Обслуживание экипажем 406-мм/45 орудия главного калибра на линкоре ВВ-55 «Норт Кэролайн»

Интересный факт – ЛК типа «Саут Дакота» были самыми короткими из линкоров своего поколения, имеющие меньшее водоизмещение «Дюнкерк», «Нельсон», «Шарнхорст» и то были длиннее его! При этом данная особенность отразилась и на ходовых характеристиках корабля, в первую очередь на посредственной мореходности «Саут Дакоты». Ее короткий глубокосидящий корпус, который имел высоту надводного борта меньше чем у предшественника - «Норт Кэролайн», не способствовал всходимости на волну. Все ЛК данного типа в свежую погоду сильно заливало, как в прочем и в спокойную, но на высокой скорости – что не способствовало эффективному использованию артиллерии, в первую очередь зенитной. Высокий бурун и крутые волны в носовой части корпуса – своеобразная визитка «Саут Дакот».

В тоже время, несмотря на разную длину корпуса все ЛК были достаточно маневренными и имели хорошую управляемость. Так для ЛК типа «Саут Дакота» диаметр циркуляции составлял на скорости 16 узлов – 640 м, а на скорости 26,5 узла – 670 м! Линкорам «Айова» также было чем похвастаться – по расчетам предполагалось, что диаметр циркуляции для 260-метрового линкора идущего на скорости 33 узла составит 1310 м (для скорости 20 узлов – 695 м), в тоже время фактически на скорости 30 узлов ЛК описывал круг диаметром всего 744 м- менее трех длин корпуса (почти в 2 раза меньше расчетного)! Сравните, ЛК «Нью-Йорк» и «Техас», которые были короче почти на 100 м, на скорости 19 узлов имели циркуляцию 831 и 914 метров, здесь сказалось совершенство рулевых механизмов ЛК типа «Айова». Кстати 200-метровый английский «Нельсон» также имел диаметр циркуляции около трех длин корпуса (613 м на максимальной скорости в 23 узла). Все это давало линкорам типа «Айова» хорошие шансы для уклонения как от торпед противника, так и для маневрирования в артиллерийском бою.

16-дюймовые орудия Mk6 линейного корабля ВВ-60 «Алабама» (тип «Саут Дакота»),
16-дюймовые орудия Mk6 линейного корабля ВВ-60 «Алабама» (тип «Саут Дакота»),

Все три типа линкоров имели гладкопалубный корпус, с клиперным форштевнем и башенным размещением универсальных орудий. Следует отметить, что 20 – 127-мм универсальных орудий в 10 башнях (по пять на каждый борт), размещенных в центральной части корабля, стали стандартом для всех быстроходных ЛК США. Корабли имели примерно схожий силуэт - длинный корпус, три башни ГК (две – в носу, одна на корме); башенноподобную фок-мачту с большим количеством постов, РЛС, средств связи и разведки. Явным отличием могло служить разное количество дымовых труб: на «Норт Кэролайн» и «Айова» - по две, на «Саут Дакота» - одна; при этом корабли отличались формой и размером труб, а также размерами и формой ходовых мостиков. При этом, у «Саут Дакот» надстройка была самой крупной, слитой в единый «пирамидально возвышающийся объем». Соответственно, именно для кораблей этого типа фугасный обстрел противника был наиболее опасным. «Норт Кэролайн» и «Айова» имели менее объемные надстройки, помещения которых были «растянуты» по большей длине корпуса.

Главное вооружение новых ЛК – 9-406-мм орудий, как уже отмечалось – размещалось в трехорудийных башнях, что позволяло быстро сосредотачивать огонь в требуемых секторах. Как мы видим, американцы не стали экспериментировать с носовым размещением всех башен, как это сделали французы и англичане, отдав предпочтение стандартной схеме. Однако при одинаковом составе – ЛК получили разные пушки. Линкоры типа «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота» были вооружены 406-мм/45 орудиями Mk6, ЛК типа «Айова» - более современными 406-мм/50 орудиями Мk7. Но что характерно, ЛК могли использовать одинаковые боеприпасы, вести огонь с одинаковой скорострельностью, но по расчетным данным пушки «Айовы» могли стрелять дальше почти на 5 км!

Линейный корабль ВВ-58 «Индиана» в составе оперативной группы 58.1 на пути к Маршалловым островам, 27 января 1944 года
Линейный корабль ВВ-58 «Индиана» в составе оперативной группы 58.1 на пути к Маршалловым островам, 27 января 1944 года

В тоже время, по мнению американских экспертов пушки Мk6 были менее эффективными на ближней дистанции, из-за низкой начальной скорости снаряда, обеспечивая пробитие бортовой брони до 597 мм (на дистанции 10000 ярдов), что было меньше, чем пушки «Айовы». Более того новые пушки «Айовы» имели лучшую настильность траектории, что обеспечивало лучшую точность стрельбы.

Систему бронирования ЛК типа «Айова» мы уже рассматривали (она представлена в отдельной статье), так что здесь отметим только некоторые ее особенности. В плане схемы бронирования «Айова» почти повторяла ЛК типа «Саут Дакота» - но внутренний наклонный броневой пояс (307 мм, наклон 19 градусов) прикрывался обшивкой, которая дополнительно защищалась 37-мм броней! Так что в сравнении с «Саут Дакотой» и тем более с «Норт Кэролайн» - это была самая совершенная схема. Как мы помним, броневой пояс корпуса «Саут Дакоты» (толщина 310 мм, наклон 19 градусов) также был внутренним, но прикрывался только стальной обшивкой, а «Норт Кэролайн» имела наружный главный броневой пояс толщиной 305 мм (наклон 15 градусов). Так что как говорится – комментарии излишни, но в любом случае и систему защиты «Норт Кэролайн» и тем более «Саут Дакоты» признавали вполне удачными.

Линкор ВВ-55 «Норт Кэролайн» во время пробного плавания, август 1941 года
Линкор ВВ-55 «Норт Кэролайн» во время пробного плавания, август 1941 года

В тоже время различия наглядно свидетельствуют о достаточно быстром совершенствовании средств вооружения и защиты. ЛК типа «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота» рассчитывались для обеспечения защиты от 1016 килограмовых снарядов 406-мм/45 орудий Mk5 ЛК типа «Мэриленд». И именно для них были определены зоны свободного маневрирования (ЗСМ) ЛК: 16200-28300 м («Саут Дакота») и 21300-27800 м («Норт Кэролайн». Ситуация изменилась когда были приняты на вооружение новые пушки и новые снаряды, и уже для защиты от «своих» орудий Mk6 зона свободного маневрирования ЛК «Саут Дакота» была сокращена до 18700-24100 м! В тоже время бронирование ЛК типа «Айова» уже изначально проектировалось для того чтобы противостоять более мощным и тяжелым снарядам 406-мм/45 орудий Mk6. Соответственно ЗСМ этих ЛК уже составляла 16100-28500 м (для снарядов Mk5 весом 1016 кг) и 18500-23300 м (для снарядов Mk8 весом 1225 кг). Более того, расчеты свидетельствовали, что даже под огнем собственных орудий Mk7 у линкоров типа «Айова» был достаточно хороший шанс избежать фатальных повреждений: ЗСМ в этом случае составляла 19840-29350 м (снаряд Mk5) и 21580-25050 м(для снаряда Mk8)!

Линейный корабль ВВ-61 «Айова» в сухом доке № 4, видна специфическая форма корпуса корабля, 1 мая 1985 года
Линейный корабль ВВ-61 «Айова» в сухом доке № 4, видна специфическая форма корпуса корабля, 1 мая 1985 года
Сравните для примера, броня английского ЛК «Кинг Джордж V» теоретически пробивалась 406-мм снарядом Mk8 абсолютно на любой дистанции – то есть в гипотетическом бою с «Айовой» у этого корабля не было зоны свободного маневрирования!

В целом система вертикального и горизонтального бронирования всех американских ЛК, начиная с «Саут Дакоты» представляла собой вполне надежную защиту от огня 406-410–мм орудий американских ЛК типа «Мерилэнд», английских типа «Нельсон», японских типа «Нагато». Более того в литературе и в Интернете много информации о том, что система бронирования «Саут Дакот» и «Айов» была настолько хороша, что могла уверенно выдержать артиллерийский огонь 14-15-дюймовых орудий новых европейских ЛК Великобритании, Германии, Италии, Франции. Так расчеты (по методике N. Okun) показывали, что под обстрелом ЛК типа «Бисмарк» уже ЛК типа «Саут Дакота» имели зону свободного маневрирования от 15 до 32,5 км.

Причем как отмечает В.Н.Чаусов: «…. Даже с самой короткой дистанции поразить погреба и машины «Саут Дакоты» способным к детонации снарядом, скорее всего, не смог бы ни один 15-дюйсовый линкор».

В последнее время данные расчеты часто подвергаются сомнению, и любознательный читатель может познакомиться и с другими мнениями.

Боеприпасы для 406-мм/45 орудий Mk6 в погребе линейного корабля ВВ-60 «Алабама»
Боеприпасы для 406-мм/45 орудий Mk6 в погребе линейного корабля ВВ-60 «Алабама»

Выводы из всего сказанного вполне очевидны – бронирование ЛК типа «Айова» было самым совершенным из построенных американских линкоров (что не удивительно), и в комплексе с мощным вооружением делая его очень опасным противником. Это конечно не говорит о том, что у их противников совсем не было шансов победить в бою, шансы есть всегда – просто к моменту ввода в строй этих кораблей почти не было линейных кораблей, которые смогли бы на равных противостоять им артиллерийском бою.

Ну и наконец, самая последняя характеристика, ради которой, в сущности и разрабатывались данные проекты – это скорость! В желании создать действительно быстроходный ЛК американские конструкторы постоянно работали над поиском решений по оптимальной форме корпуса, сочетании длины/ширины, мощности машин. В результате уже на «Норт Кэролайн» была применена необычная форма корпуса в корме – внутренние гребные валы проходили внутри двух килей. Данная схема обеспечивала заметные гидродинамические преимущества и в последствие применялась и на «Саут Дакоте», и на «Айове». Максимальная мощность ГЭУ на «Норт Кэролайн» достигала 121 000 л.с., что обеспечивало расчетную скорость 28 узлов - достаточно высокий результат если учесть что все существующие американские ЛК имели ход не более 21 узел. Однако в ходе службы максимальная скорость, которую удалось развить «Норт Кэролайн» составила 27,3 узла, «Вашингтон» - 27,1 узла.

Линейный корабль ВВ-61 «Айова» идет в Сан-Франциско, 1946 год
Линейный корабль ВВ-61 «Айова» идет в Сан-Франциско, 1946 год

Мощность механизмов на кораблях следующей серии была доведена уже до 130 000 л.с.(при форсировании – до 140000 л.с.), которая обеспечивала линкорам типа «Саут Дакота» расчетную скорость хода 27,5 узлов, как и на «Норт Кэролайн» и «Вашингтоне». По данному показатели, ЛК уже не уступали «Нагато» и «Ямато», однако существенно проигрывали своим «вечным потенциальным» противникам – линейным КР типа «Конго». Да и на фоне европейских одноклассников не впечатляли: даже модернизированные итальянские линкоры и немецкий «Бисмарк» имели более высокую скорость хода, что уж говорить про новейшие французские и итальянские линкоры!

И только после создания ЛК «Айова» можно было сказать, что задача по «настоящему» быстроходного линкора была решена. Мощность машин была увеличена почти в полтора раза в сравнении с «Саут Дакотой» и достигла 212 000 л.с. По расчетам данная мощность должна была позволить ЛК развивать скорость 32,5 узла, лучшую среди американских линкоров! Более того, допускалась возможность кратковременной форсировки турбин до 254000 л.с., что могло обеспечить ЛК с нормальным водоизмещением скорость 33,5 узла (при сниженной нагрузке – даже 35,4 узла). Но все это были расчеты - за годы службы максимальная скорость ЛК типа «Айова» составила 30,7 узла, что тоже было отличным результатом! Среди линкоров США «Айова» остается рекордсменом в скорости.

Однако не только увеличенная мощность машин обеспечивалась такая высокая скорость – конструкторы продолжили работу по совершенствованию корпуса корабля, который получил длинную зауженную носовую часть и «ложкообразную» корму. В носовой части у форштевня оборудовали бульб, в кормовой части – гребные валы проходили сквозь два киля, которые образовывали между собой узкий тоннель, повышающий эффективность работы рулей. Весь комплекс мероприятий обеспечил не только высокую скорость, но и отличную мореходность, заслужив по устойчивости звание лучшей орудийной платформы.

Вид на кормовую часть линкора ВВ-61 «Айова», сухой док № 4 военно-морской верфи в Норфолке, 26 апреля 1985 года
Вид на кормовую часть линкора ВВ-61 «Айова», сухой док № 4 военно-морской верфи в Норфолке, 26 апреля 1985 года

В итоге линейные корабли типа «Айова» являясь достаточно маневренными кораблями, и в большинстве случаев были способны своим противникам навязать бой или уклониться от него. Надо признать – очень полезное качество, если им правильно пользоваться! Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в статье мы часто невольно рассматривали ЛК «Айова» в превосходной степени, постоянно отмечая, что по своим характеристикам эти линкоры превзошли всех предшественников. И, по нашему мнению, это вполне заслуженно, что бывает не часто.

Но всегда нужно помнить, что "нет непотопляемых кораблей – есть уникальные корабли, и лучше всего их оценивает время". Выводы и оценка за вами, уважаемые читатели.

Используемая литература: 1.Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. - Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-2002.-403 с.; 2.Friedman N. US Battleships: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-1985.-479 с.; 3.Апальков, Ю.А. Линейные корабли ВМС США типа «Айова»: создание, боевое использование, конструкция /Ю.А.Апальков. –М.: ТМ, 1995.-28 с.; 4.Балакин С.А. Суперлинкоры Америки. «Айова», «Миссури», «Нью-Джерси», «Висконсин»/ С.А.Балакин.- М.: Коллекция: Яуза: Эксмо, 2009. – 128 с.; 5.Балакин, С.А. Линкоры типа «Айова» /С.А. Балакин //Морская коллекция, спецвыпуск 1 – 2003. – 72 с.; 6.Дашьян А. В., Патянин С.В. и др. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия. - М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. - 416 c.; 7.Чаусов, В.Н. Линкоры типа «Саут Дакота» /В.Н. Чаусов//- Морская коллекция, спецвыпуск 1 – 2005. – 64 с.