こんにちは! (если шо, это моё приветствие).👋🏻
Внимание, если вы еще не смотрели данное аниме, то предупреждаю: здесь спойлеры.😉
Введение
Итак, сейчас, как я заметила, снова растёт интерес к такому замечательному аниме как "Тетрадь Смерти". Действительно, оно заслуживает просмотра... В нем есть и плюсы, и минусы, множество идей хранит оно в себе. Если оценивать его как аниме (а это не просто аниме, а художественное произведение☝), то рисовка отличная, озвучка тоже(дата создания 2006 год).
Но " Death note" - это целое художественное произведение! Здесь есть то ценное, что нравится каждому посмотревшему (если, конечно, у него есть мозг) - это проблематика. Когда я шастала по фандомам и пр., я наткнулась на то, что недостаточная раскрытость идеи и проблемы является ее минусом, но я с этим не согласна, так как мы смотрим, читаем что-то для того, чтобы думать и размышлять над филосовскими вопросами, даже если они затронуты совсем чуть-чуть... Если бы полностью была раскрыта проблематика+если бы была ещё позиция автора, то не было бы желания размышлять, не было бы возможности встать на ту или иную сторону вопроса.
Маленький пересказик
Так вот, сначала я введу вас в курс дела, совсем чуточку, это будет маленьким прологом.
Включая первую серию аниме, мы видим прогнивший до основания мир богов смерти... Рюк-бог "умирает" от скуки. Он решает кинуть свою тетрадь смерти в мир людей посмотреть, что из этого получится.
Тетрадь попадает в руки к образцовому школьнику, Ягами Лайту, у которого закрадываются мысли об изменении мира... Подняв тетрадь, он видит чудовище, т.е. Рюка, пугается его внешнего вида, потом знакомится с ним... Изначально Лайт отнёсся с недоверием к находке и новому знакомому, но после нескольких смертей он поменял своё мнение, опять же испугался, но Ягами-младший сумел перебороть страх, чтобы достичь своей цели - создать идеальный мир путем избавления его от преступности с помощью тетради. (Тут начинает закручиваться сюжет и намечаться проблема, это начало начала)
Лайт начинает записывать имена преступников, те, в свою очередь, умирать... Он находит многочисленные сайты с различными теориями о причинах массовых смертей провинившихся, на одном из них его назвали Кирой (от англ. KILLER).
Чтобы разобраться в массовой гибели заключённых, интерпол привлекает внимание лучшего детектива мира - L.(Вводится противоположный Лайту персонаж) Эта головоломка заводит и его в тупик, но он не отчаивается, L объявляет по телеввидению: "Преступник будет пойман!" Лайт принимает вызов. "Пусть же начнётся битва интеллектов!" - под этим лозунгом проходит большая часть серий аниме.
Противостояние: великолепная детективная сюжетная конва + максимальное раскрытие проблемы
Первые 17 серий наполнены всем, чего хочет зритель, великолепная насыщенность действий и глубокие изречения героев, заставляющие задуматься... Это поистинне шедевр!
Невероятная насыщенность сюжетными поворотами просто потрясает. Опять же я наткнулась на то, что многие пытаются найти антилогику(во какое слово придумала☝), оспаривают дедуктивные способности L (ну эт прям обидненько🥺)... Но здесь очень, ОЧЕНЬ мало логических "дыр"... Если взять романы Артура Конана Дойла и Агаты Кристи, то там ляпов гораздо больше, и "идеальные преступления" - всего лишь цепочка случайностей, сложившихся в пользу убийцы...
Конечно, даже сам L говорил, что ему просто везёт, ведь поставив на один шанс из тысячи, он попадает точно в цель... Но везение - не просто способ замкнуть логическую цепочку мыслей и сюжета, это способ показать сходство L и Лайта, два гения, две стороны одной медали, медали правосудия...
Перейдём от логики и сюжета к проблематике, идейному своеобразию и философским рассуждениям...
На этом моменте смотрящий решает, на чьей он стороне: за Киру? против Киры? за L? Зритель задает себе, пожалуй, самый важный вопрос, относящийся к теме произведения: как бы я поступил, будь у меня тетрадь смерти? Именно поэтому я отношу " Death note" к жанру психологичеко-филосовской драме.
Просмотрев триллер, вы зададитесь вопросом: "Можно ли убивать преступников, которые отняли столько невинных жизней? Достойны ли такие люди жить? Убийство ли это?"
Правильного ответа на этот вопрос не существует, просто его нет... Ведь это не задача по математике, которая требует конкретного и точного ответа. (Это философия☝) Короче, сколько людей, столько и мнений)
Мой же ответ таков... Я поддерживаю взгляды L, но я понимаю и Лайта. Все хотят жить в мире, где все добры друг к другу, в котором просто не существует понятий "агрессия" и "насилие". Но создать идеальный мир - плохая затея, ведь она обречена на провал, как только она появилась у вас в голове... Так как мира без зла не бывает, добро не может существовать без него... Это олицетворяет красивая штука - Инь Янь.
Как мы можем видеть на рисуночке (красивый ВАХ😻), в большом зле есть капелька добора, а в большом добре - маленькое зло. Каждый день когда мы совершаем, казалось бы, добрый поступок, мы причиняем кому-то боль... Иногда мы даже не догадываемся об этом. Своим существованием мы причиняем кому-то боль, своим отсутствием тоже. Когда мы дорожим кем-то мы готовы смириться с тем, что причиним ему боль... Такова жизнь...
Давайте задумаемся если бы желание Лайта исполнилось. Создан идеальный мир, по мнению Ягами, где он - бог, он - справедливость. Допустим, не было бы бедных, несчастных и т.д. Но для кого творить добро? Все же счастливы. Зла нет и в помине. Все погрузилось бы в стабильность, скучную и нудную (моё мнение). Не для кого творить добро, никто в нём не нуждается. Вроде добились цели... Зла нет, но и добра тоже... Хотя зло всё же останется...
- Я создам идеальное общество, создам такой мир, в котором будут жить только ответственные и добрые люди!
- И в этом идеальном мире ты окажешься единственные злодеем...
(Диалог Лайта и Рюка; 1 сезон, 1 серия)
Я бы поддержала идею Лайта только в том случае, если бы он признал бы тот факт, который озвучил Рюк, и казнил бы самого себя в конце... Но так как Ягами-младший, милый на мордашку, но чересчур самовлюбленен, он никогда этого не сделает. Таким образом, совершив массовые убийства с помощью тетради, Лайт встаёт на одну ступень вместе с насильниками, маньяками и т.д.
Цель оправдывает средства? Благая цель и ужасные средства...
Если подумать: без скольких людей мир бы стал лучше... Убив одного человека, можно спасти тысячи жизней. Буду ли я тогда убийцей? Кто я? Зло или добро?
Мой ответ: нет, такая цель не оправдывает средства... Хотя я сама живу под таким девизом, в данном случае он не верен...
В качестве аргумента приведу замечательное произведение А.П.Платонова "Котлован".
Адрей Платонов, как мы знаем, был противником революции и все дела... Я думаю, что пересказывать это произведение нет смысла, так как сам сюжет не схож с нашим, от слова - совсем... Но зато здесь есть очень важная мысль: на несчастье, счастья не построишь...
Проведём аналогию: в доме, который построен на могилке маленькой девочки, никто не захотел жить, так и в идеальном мире Лайта люди не смогут быть счастливы... Так как у преступников тоже были семьи (вспомните эпизод, где Кира убивает Айбера-афериста, который помогал с делом Хигути), таким образом, спасая тысячи навинных, убивая провинившихся, мы причиним боль не только самому преступнику(разумеется), но и его знакомым, друзьям, детям... Мы опять же подтвердили нашу теорию Инь Янь.
Не стоит забывать, что Лайт убивал не только преступников, но и тех, кто пытался ему помешать. С одной стороны это логично, но с другой - разве это справедливость, убивать людей, имеющих противоположное твоему мнение? (Конечно, каждый имеет право в этом вопросе согласится или не согласится с моим мнением).
Кстати, проблема раскрывается не только в противопоставлении ( L и Кира) и сближении (Рьюга и Лайт) главных героев, но и в изречениях Ягами Саитиро, Аизавы, Мацуды...
Я всегда думал, что Кира - злой человек. Но я ошибался. Зло - это сила, способная убивать, а не человек , обладающей ей. Это несчастье обладать такой силой. Неважно в каких целях ее использовать. Счастье, построенное на крови людей, не может быть настоящим.
(Том 3, станица 22)
Эти слова Ягами Саитиро глубоко запали мне в душу, надеюсь, они вам тоже понравились) Совершенно верно то, что человек, как таковой, не может быть только злым или только добрым... Зло и добро - это нечто большее, чем просто человек, это некая сила, выходящая и одновременно входящая в человеческую плоть. Ведь каждый из нас имеет и хорошие, и дурные привычки, в каждом из нас есть частичка добра и зла... У нас есть свой ангел и свой демон. Личность человека непостижима и многогранна. Также зло и добро проявляется в отношениях между людьми, здесь эти понятия уже выходят за пределы...
Обратиться к мистической стороне "Тетради Смерти" и представим, что сверхъестественное существует...
Рюк - бог смерти, который очень любит яблоки) Он корыстен, хладнокровен и является сторонним наблюдателем... Но он сделает всё, ради своей цели - получить яблоки. Здесь прослеживается маленькая схожесть Рюка с Кирой.
Рэм - бог смерти, который предан Мисе до самого конца, она готова на самопожертвование, она искренне желала ей счастья. Рэм так же, как Миса для Лайта, была готова сделать всё, лишь бы она была счастлива.
Здесь прослеживается удивительная закономерность: Рюк - чёрный, равнодушный наблюдатель, Рэм - белая, любящая Мису.
Кстати, именно благодаря богам смерти Кира имел превосходство над L, ведь великий детектив всегда имел дело с "земными понятиями", с "рациональными" делами, ему "мешали" именно они... L даже испугался, когда он услышал о них в послании второго Киры, хотя он всегда был спокоен и рассудителен... Если предположить, что в этой истории не было бы богов смерти, то противостояние L и Киры было бы бесконечным, так как они очень похожи, Лайт превосходит его только тем, что он больше знает о неизведанном, а без этого знания Ягами не победить L. Именно богами смерти был повержен великий детектив...
Наследники L
Следующие серии, после смерти L (25 серия), обладают уже не тем динамичным сюжетом... Но всё же его хочется смотреть.
Знаете, вот вроде бы гениальный детектив умирает, но он остаётся рядом с Лайтом незримо, в его мыслях, прикован цепями не только плотью, но и душой и всем, что связоно с ним; да и наяву, ведь после себя L оставил наследников: Мелло и Ниа. Гений всё просчитал, даже после своей смерти. Борьба продолжается: зримая - Кира - Мелло и Ниа, незримая - Кира и L.
Изначально они соперничали... Мелло страдал от комплекса неполноценности, он всегда был вторым, как бы он ни старался, Ниа считали более талантливым... Многие говорили, что Мелло слишком эмоционален, а это ему мешает. Ниа же спокоен в любой ситуации.
Когда ведёшь дело, нужно стремиться вперёд, а если ошибёшься - просто извиниться.
(Ниа; 29 серия, 1 сезон)
Весьма опрометчивые слова, думаю, вы и сами это понимаете...
Кстати, Мелло, благодаря своей эмоциональности, мыслит гораздо быстрее и способен действовать в экстремальных ситуациях.
Изначально, Цугуми Ооба хотел сделать Мелло и Ниа близнецами, сыновьями L, но эта идея не нашла себе применения... Поэтому мы видим их сиротами, растущими в приюте для одарённых детей, который создал Ватари.
В возрасте 14-типа лет наследники узнают о том, что L не стало... Их охватывает страх, грусть, злоба и... любопытство. Им было интересно, кого же из них детектив выбрал... Но он не успел сделать выбор. Мелло и Ниа предлагают сотрудничество, второй согласился, а первый - нет (причина: комплекс неполноценности).
После этого Мелло уходит из приюта. Позже он перед нами появляется уже повзрослевшим... главой мафии. Он поклялся победить Киру, отомстить за L и опередить Ниа...
Он предпринимает решительные действия: похищает директора японской полиции, а потом дочь Ягами Соитиро, Ягами Саю. Чтобы добыть тетрадь и т.д. В итоге Мелло помогает Ниа различить, где настоящая тетрадь Смерти, а где нет...
Ниа в это время создаёт СПК (союз против Киры), так же ведёт собственное расследование.
Далее Мелло и его друг Метт погибают, но перед этим они предложили Ниа союз...
Они поняли, что могут даже превзойти L, действуя сообща... (Здесь сюжет немного шаблонен)
Далее Ниа разгадывает загадку Киры и назначает встречу... Где в плане Лайта закрадывается ошибка, которая стоит ему жизни, там же Миками Теро жёстко тупит, Ниа побеждает...
Ягами Лайт пытается записать все имена на обрывок листка из тетради, но... Мацуда Тода стреляет в его руку.
-Шеф Ягами... Он же твой отец... Твой отец умер за то, чтобы...
- Мой отец? А-а... Ягами Соитиро... Знаешь, Мацуда, в этом мире такие как он - честные и прямолинейные люди - всегда погибают напрасно!
(Диалог Лайта и Мацуды)
Эти слова меня разочаровали, личностью Лайта полностью завладел Кира... Даже один из самых дорогих ему людей стал для него преградой...
Но Ягами не сдаётся, он продолжает писать на листке кровью... Мацуда продолжает стрелять. Кира убегает, умирает он гдето посреди колон, труб, на лестнице...
Вот и пробил такой час, Лайт. Я же тебе говорил в самом начале нашего знакомства, что наступит день, когда я запишу твоё имя в свою тетрадь. Это правила, действующие для бога смерти, который передал тетрадь в мире людей, и того человека, который первым взял её в руки. Если тебя отправят в тюрьму, то кто знает, когда ты умрёшь? Если честно, мне неохота ждать. С тобой всё кончено, умри же здесь. Должен тебе признаться, я довольно неплохо провёл время в твоей компании, а иногда мне даже было весело...
(Рюк; 37 серия)
Рюк убил Лайта, зная, что это конец... Ягами в последние минуты жизни обратился за помощью к синигами, но Рюк отказал, отнюдь не из-за того, что он наблюдатель, а потому, что Лайт не нашёл другого выхода из ситуации, он опустился до уровня необычайно жаловался человека...💔
P.S. Это моё личное мнение... "Тетрадь Смерти" - аниме, позволяющее принимать любую сторону, в любом случае, вы будете правы...
Интересные факты😉
1. Яблоко - символ вечности, без начала и конца, обозначает Царство Богов Смерти. Это символ, имеющий двойное значение. Означает и добро (символ спасения и исцеления), и зло (плод совращения в Библии). Отлично подчеркивает проблематика и суть аниме.
2. На вопрос: "Кто самый умный персонаж из "Тетради Смерти"?" - Цугуми Ооба ответил: "Конечно L, так как этого требует сюжет".
3. Телефон, которым пользовался L, очень похож на Nokia.
4. Название "Тетрадь Смерти" с русского языка на японский переводится неправильно. А вот "Death Note" переводится на японский лишь записью знаками катаканы. Во второй заставке перечисляются названия "Тетради Смерти" на разных языках, на русском "Записка Ангела Смерти".
5. На звонке у Мисы и Мацуды стоит трек "The World" (первый опенинг).