65 подписчиков

Часть 6. Дорожное движение в Алжире.

Я рад постоянным подписчикам и новым читателям на моём канале "Загадочный Алжир". С 2012 года я живу в этой стране в формате Дзен рассказываю о стране, её людях, особенностях и личном опыте. В этой статье про местное дорожное движение.

Большинству из нас думается, что дорожное движение в африканских странах - это гужевые повозки и ржавые старинные автомобили, движущиеся хаотично по грунтовым дорогам. Однако это не так, а представленное выше иллюстративное фото из личного архива - это национальное шествие, посвящённое годовщине Независимости. Что-то вроде привычной нам демонстрации, в которой в том числе участвовали и конные всадники. В обычные дни, движение в стране ничем не отличается от привычных нам московских пробок. Особенно в часы пик.

Движение в Алжире, как и в России, - правосторонне, руль у машин слева. Количество автомобилей на 1000 человек - 156 (в России 309). По этому показателю Алжир занимает 90 место (Россия - 54) среди 185 стран мира, входящих в данный рейтинг. Сказать, что автомобиль это роскошь для среднестатистического алжирца было бы неверно. Большинство обычных семей имеют автомобили, у некоторых даже по два и более. Среди марок, по моему субъективному мнению, преобладают французские. Это можно назвать отголоском колониальной эпохи - Renault, Peugeot, Citroen очень часто встречаются на дорогах страны. Номера автомобилей в стране весьма информативны - по ним можно узнать не только из какого региона страны автомобиль, но и год его выпуска. Ещё одна интересная особенность - фон переднего автомобильного номера белый, а фон заднего автомобильного номера - жёлтый. Это тоже последствия колониальной эпохи - по аналогичному принципу цвет фона автомобильных номеров существовал во Франции. Номера с чёрным фоном принадлежат военным и жандармерии, а номера с зелёным фоном с буквами CD или CMD - сотрудникам дипломатических служб.

Дорожная инфраструктура в Алжире хорошо развита. В 2010 году была введена в эксплуатацию крупная автомагистраль "Est-Ouest" ("Эст-Уэст" Восток-Запад), протяжённостью более 1000 км. Дорога имеет 4 полосы движения в каждую сторону, сопутствующую инфраструктуру, высокое качество дорожного покрытия. Проходит она по северным областям страны. В настоящее время реализуется много других проектов в дорожной сфере - магистраль на Нигер и другие важные транспортные артерии.

Сеть АЗС в стране принадлежит государственной компании Naftal. Конкуренция между производителями топлива отсутствует, поэтому стоимость топлива одинакова на любой АЗС, определяется государством и достаточно низкая, если сравнивать с ценой на топливо в РФ. Алжир входит в десятку стран с самыми низким ценами на топливо в мире. По состоянию на декабрь 2020г. 1 литр дизельного топлива стоил 29,01 динара (~16,4 руб.) 1 литр Аи-95 стоил 45,97 динара (~26,0 руб.), газ очень дешёвый - 9 динаров (~5,09 руб.) За последние 8 лет цена на топлива повышалась дважды, незначительно.

А как Вам такой дорожный знак? Осторожно обезьяны. Из личного архива.
А как Вам такой дорожный знак? Осторожно обезьяны. Из личного архива.

Ещё одной характерной особенностью местного движения является почти повсеместное отсутствие светофоров. По всей столице наверное штук десять можно насчитать, не более. И это для города, население которого, вместе с пригородами составляет почти 8 млн. человек (!). Многие городские перекрёстки организованы в виде кругового движения, на самых крупных из них дежурят полицейские-регулировщики, роль которых в организации движения весьма сомнительна. В основном, движение самоорганизуется по принципу - кто наглее тот и прав. Местные водители часто выезжают на встречную полосу, многие не пользуются поворотниками, разворачиваются через сплошную, совершают другие нарушения ПДД, зачастую на глазах у сотрудников дорожной полиции, которая, в основном, закрывает на это глаза. При этом сами алжирцы считают собственных "гаишников" крайне строгими и принципиальными. Э-эх... они с нашими, российскими не имели дела!

Контроль за движением часто осуществляется с помощью так называемых "barrage" или по-нашему "заграждение" что-то вроде блок-постов. На многополосных магистралях оставляется для проезда только одна полоса, а остальные перекрывают. Из-за этого часто образуются огромные пробки, что вызывает жуткое недовольство водителей. Применяются также камеры, средства контроля за скоростью, но фотофиксация нарушений ПДД в автоматическом режиме пока не ведётся.

"Sabot" или "башмак"  - мера к нарушителям правил парковки. С сайта www.ornikar.com
"Sabot" или "башмак" - мера к нарушителям правил парковки. С сайта www.ornikar.com

Большой проблемой для столицы является отсутствие парковочных мест. Общественные паркинги есть, но найти в них место не всегда возможно, это вынуждает местных водителей парковаться с нарушением правил. Очень часто на улицах города можно наблюдать автомобили, с установленными на них жёлтыми металлическими штуками - их устанавливают полицейские на автомобили, которые припаркованы в зоне действия запрещающих знаков. Чтобы его снять, нужно оплатить штрафную квитанцию на почте и искать сотрудника дорожной полиции у которого есть ключи. Решение проблемы может занять несколько часов. Бывает, что машины эвакуируют.

За пределами населённых пунктов контроль за перемещением по автодорогам страны возложен на сотрудников жандармерии. Они вооружены, некоторые посты имеют легкобронированную технику. Эта мера вынужденная. В стране только в 2012 году отменили военное положение, связанное с террористической угрозой. Об этом отдельно расскажу в одной из статей на канале.

Международное водительское удостоверение и национальные права. Фото из Яндекс
Международное водительское удостоверение и национальные права. Фото из Яндекс

Дорожные знаки в Алжире совпадают с привычными нам, однако государство не входит в список стран подписавших Венскую Конвенцию дорожного движения. Алжир подписал Женевскую Конвенцию 1949, что формально вынуждает жителей других стран дополнительно к национальному водительскому удостоверению иметь международное водительские удостоверение. Однако, на практике, за прошедшие 8 лет жизни здесь никто из сотрудников местных дорожных служб никогда не спрашивал у меня международного водительского удостоверения, всегда было достаточно национальных прав, выданных в российском ГИБДД.

Многие дорожные и иные информационные указатели продублированы на нескольких языках - арабском, тамазигте (кабильский) и французском. Первые два - это государственные языки в стране, а французский - это местный "лингва франка" используемый многими алжирцами не смотря на то, что это язык бывших колонизаторов.

Подробнее о том, на каком языке говорят в стране - в седьмой части моего рассказа.

Канал "Загадочный Алжир" публикует много интересной информации о стране и людях. В этой статье про дорожное движение в стране.-11