Когда я была маленькой девочкой, мама и бабушка читали мне сказки Андерсена. Научившись читать сама, я перечитывала любимые сказки. Прекрасно помню "Дюймовочку" и "Снежную королеву", "Стойкого оловянного солдатика" и "Новое платье короля".
Когда мои дети подросли до возраста таких сказок, я решила купить большие по размеру и щедрые по иллюстрациям книги, чтобы они в полной мере могли насладиться чтением.
К моему удивлению, в купленных сборниках сказок Андерсена я обнаружила две ранее незнакомые мне сказки — "Девочка со спичками" и "Ель". Их в моём детстве я точно не читала, не знаю почему.
Прочитав эти сказки уже будучи взрослой, я была поражена глубине мысли и чувств, описываемых в них. Это сказки не для развлечения, не от скуки и не для того, чтобы под них засыпать. Они для совместных размышлений и рассуждений, для воспитания духовной и нравственной составляющей личность ребёнка. Эти сказки не только для детей. В них и взрослому есть над чем задуматься и поразмыслить.
Сказка "Девочка со спичками"
Необыкновенно трогательная и грустная. Холод, голод, страх, тяжёлые жизненные условия, отсутствие любви и заботы близких и в какой-то степени закономерный финал — вот какова была жизнь маленькой героини из этой сказки Андерсена.
Но Андерсен говорит читателям, что уход девочки не был напрасным. Она оказалась рядом с единственным человеком, который её любил — бабушкой — и вместе они счастливо встретили Новый год.
При чтении данной сказки дети расстроятся и, возможно, заплачут. Но эта сказка заставит их задуматься над тем, какая хрупкая человеческая жизнь. И насколько важно быть добрым и отзывчивым не только по отношению к своим близким, но и к посторонним людям, которые отчаянно нуждаются в помощи.
Сказка "Ель"
Более взрослая и глубокая по смыслу. Моя десятилетняя дочь, кажется, даже не всё поняла. А восьмилетняя и подавно. Потому что некоторые вещи можно понять только с опытом, прочувствовав их.
Как много людей не умеют ценить то, что имеют. Не радуются настоящему дню, а живут прошлым или настоящим. Дети же частенько подгоняют время. Хотят, чтобы быстрее наступил день рождения или Новый год, скорее пойти в школу или впервые поехать куда-то самостоятельно. А обернувшись назад, когда детство уже позади, грустят и скучают по беззаботным прошедшим годам.
"Радуйся своей юности! — говорили ёлочке солнечные лучи. — Радуйся своему здоровому росту, своей молодости и жизненным силам!
И ветер целовал дерево, роса проливала над ним слёзы, но ель ничего этого не ценила".
Ханс Кристиан Андерсен "Ель", перевод с датского А. Ганзен.
Осознание того, что время, которое казалось нам неинтересным, обременительным, возможно трудным, на самом деле было, вероятно, самым счастливым в жизни, заставляет взгрустнуть и начать сожалеть о прошлом. Но только изменить уже ничего нельзя.
"Всё прошло, прошло! — сказала бедная ёлка. — И хоть бы я радовалась, пока было время! А теперь ... всё прошло, прошло!"
Ханс Кристиан Андерсен "Ель", перевод с датского А. Ганзен.
Как избежать таких душевных терзаний и разочарований? На своём примере показывать детям, что значит жить сегодняшним днём и уметь получать удовольствие даже от повседневных мелочей. Честно говоря, я сама только недавно осознала, что не всегда умею радоваться настоящему, не оглядываясь в прошлое и не мечтая о будущем. Думать о будущем нужно. Также как и помнить прошлое. Но ни будущее, ни прошлое не должно полностью заменять настоящее.
Жить надо здесь и сейчас — вот главный посыл Андерсена в сказке "Ель". Едва ли дети смогут его осознать и понять. Потому как мысли ёлки - это мысли взрослого человека, прожившего в целом счастливую жизнь, но не сумевшего ею насладиться.
Читали ли Вы своим детям эти сказки ? Какое впечатление они на них произвели?
Читайте далее:
1. Чем заняться с детьми на новогодних каникулах. Мой список
2. Новогодние подарки для детей до 300 рублей. Показываю, что и где можно купить