Найти тему
4,1K подписчиков

"Питаться приходится преимущественно хлебом..." и другие юродивые зарисовки учёбы в 90-е

316 прочитали
Наш "реликтовый" нотный шкаф. Когда я была студенткой, его содержимое меня завораживало. Нынче я каждый день прихожу в этот класс на работу. Шкафом активно пользуюсь!
Наш "реликтовый" нотный шкаф. Когда я была студенткой, его содержимое меня завораживало. Нынче я каждый день прихожу в этот класс на работу. Шкафом активно пользуюсь!

В далёком 1994 году я поступила в консерваторское музыкальное училище, от всей души избрав для себя теоретическое отделение. Это многогранный, истинно "научный" стиль учебной работы, но одновременно - и увлекательное практическое музыкантство.

Мне, некогда "тепличной" подмосковной девчонке, было неполных 15 лет на момент заселения в общежитие. Многое удивляло, отдельные моменты пугали и расстраивали. "Держаться на плаву" всецело помогали достойные педагоги - неравнодушные люди и даровитые музыканты.

Теперь мне уже за сорок: полжизни педстажа в музыке, четыре серии материнства и нескончаемая личная ответственность. Я знаю, что такое амбиции, талант и пашня во имя искусства. Эти категории вечны, их эволюция во времени незначительна. Это было всегда.

Сегодня студенты задали мне любопытный вопрос. Речь зашла о том, были ли прежние поколения учеников... НАСТОЛЬКО УЖ сильнее нынешних.

Тему, как водится, подкинули возрастные мэтры музыкальной педагогики: уж где-где, а в "Мерзляковке" старшее поколение представлено богато.

Отвечая ребятам, я поначалу лояльно отшутилась: мол, зря вы так, в каждой генерации свои уникумы, а я ещё не в том возрасте, чтобы ныть на тему "Раньше и трава была зеленее"...

Загрузила ребят контрольной задачей по гармонии, а сама призадумалась. Всё-таки, мне уже доступна почва для сравнений - как бы ни хотелось оставаться вечно лёгкой и молодой. Оказывается, за двадцать пять лет очень многое изменилось в жизни студентов-музыкантов!

Предновогодний Арбат. До боли родной
Предновогодний Арбат. До боли родной

И было это давно.

Нам с подругой Ниночкой по пятнадцать. Ожидая, голодные, любимый урок по сольфеджио, пересчитываем оставшиеся крохи родительской налички. Сегодня хватит на два чая, беляш на двоих и - о чудо! - на вожделенный "заморский" батончик "Твикс", каждому по одной палочке. Это - на учебный день из пяти пар, а больше у нас денег нет...

В переулке между Остоженкой и Пречистенкой есть заветное место - полиграфический салон "Печатный дворЪ". Мы с Ниночкой, такой же отличницей-максималисткой, таскаем из читального зала оперные клавиры и редкие пособия, которые не дают на абонемент. Садимся на троллейбусы - пятый, пятнадцатый, тридцать первый - гружённые нотными баулами: сейчас мы оставим в грабительском "Печатном дворе" почти все средства, которые наши многодетные-учёные родители предусмотрели на наше нормальное питание. Накопируем кучу полезной информации, выучим, напоёмся-наиграемся, пятёрок наполучаем! А ведь "ксероксов" в округе - ещё поискать. Отсиживаем очередь из себе подобных... и гоним обратно, в училище, сломя голову: не уложимся в сроки - абонемент закроют, не ходи к гадалке. Придётся всё вручную у товарищей переписывать.

Усталый лектор по современной музыке зачем-то откровенничает с нами, сопляками: дескать, жизнь тяжёлая-беспросветная, "питаться приходится преимущественно хлебом", труд в искусстве не оплачивается, мотивации никакой - и всё в таком духе. Приятель Серёжка [герой ряда моих статей], проживший свои детские годы с семьёй в Германии, таращит глаза на измождённого и неопрятного кадра чуть за пятьдесят. Толкает меня ногой под партой - и шепчет: "А разве такое бывает, Наташ? Ты бы выжила, скажи?"

Мужчина одинок, и в этом весь пафос. Он такой далеко не единственный в училище. Ветеран педагогики, моя учительница по фортепиано, например, тоже совсем одна по жизни. Её "однушка" на "Сухаревской" девственно пуста. "Натусь, прости, к столу не зову, - извиняется она после урока на дому. - Нет у меня ничего, понимаешь, нет. Не потому, что я без денег, - а потому, что мне оно НЕЗАЧЕМ. Ну, то есть, в магазин я не пойду, пока у меня в холодильнике завалялось хотя бы одно яйцо и кусочек батона..." И снова к роялю. Рояль бесценен и великолепен.

Я мечтаю в метро по пути в общежитие. Мечтаю - никогда так не жить. Педагогом же восхищаюсь.

***

Очень давно это было.

В течение благодатных нулевых поменялось решительно всё.

Наша нынешняя педагогика адресована избалованной молодёжи, шустро научившейся экономить силы, эмоции и мыслительный ресурс. Чем дальше живём, тем виртуознее экономия.

Я, как преподаватель, недолюбливаю электронные рассылки. Предпочитаю - распечатки, каждому ученику в ручки, на блюдечке с золотой каёмочкой: держите, милые, давайте-ка сообща почитаем, поанализируем, возьмём карандашики, подчеркнём важнейшее, допишем комментарии и примерчики из классики. Кушайте, дети. Кушать подано. Не пропустите. Не забудьте. Я напомню, я проверю, лишь бы никто обделённым не остался. А то ведь тема тяжёлая, дорогие мои.

Пошлёшь на почту - нет гарантий, что изучат. А вот если из рук в руки, из уст в уста...

Так мы учились.

И нет, это не устарело.

Не будет больше в студенческом обиходе громоздких "двухкассетников" и "музыкальных центров", которые ходко переписывают с пластинки на кассету. Уже без надобности.

Знания нынче добываются проще.

Но, сдаётся мне, к потере качества этот факт отношения решительно не имеет!

Во все времена были, есть и будут свои редкие умницы, свои лентяи, разгильдяи... и заблудшие в профессию по ошибке.

В любой исторической обстановке, вне зависимости от инфраструктуры и достатка граждан, - прогресс возможен.

Просто он очень разный, этот самый прогресс. Путь его непредсказуем.

Это вопрос личного достоинства.

После контрольной работы... мы много говорили об этом с взрослеющими третьекурсниками.