Всем привет!
Интересно, а как это все восстанавливали после войны. Там же все сгорело. Например, паркет?
Такой вопрос мне задали в комментарии к первой статье о Екатерининском дворце. И мне самой стало интересно, как восстанавливали и что было уничтожено.
Как я поняла паркет или шелковые панно изготавливаются в мастерских по заказу ГМЗ "Царское Село". Это понятно, что утерянное воссоздают заново, но откуда сотрудники музея знают, как всё расставлять?
Отдельное спасибо за возможность восстановить наше наследие мы должны сказать братьям Люмьер и их изобретению - пластинкам "автохром", которые позволили сделать цветные снимки интерьеров.
История "автохрома" в Царском Селе
В 1917 году председателем Царскосельской художественно-исторической комиссии был Георгий Лукомский. Эта комиссия занималась приемом и охраной имущества, которое осталось после падения дома Романовых. Свою работу она начала 5 апреля. Кстати, "Художественно-исторической" комиссию назвали в ноябре, а изначально она так и называлась "Комиссия по приемке имущества бывшего Царскосельского дворцового управления".
Спустя чуть больше месяца после начала работы комиссии, Лукомский подал ходатайство во Временное правительство:
«Для лучшей каталогизации инвентаря, имеющего художественное значение, представлялось бы желательным фотографирование всех наиболее ценных предметов во дворцах, а также закрепление для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели в 1917 году, то есть ко времени конца Российской монархии». Для этой цели был приглашен бывший конюшенный полковник фотограф Андрей Зеест, который согласился выполнить предложенную работу. Источник: тут
В июне уже приступили к съемке. Представляете, пока новые люди ходили и тщательно записывали императорские вещи, сам Николай Второй с семьёй находились в Александровском дворце. В ночь с 31 июля на первое августа Романовы покинули свой дом. И уже через четыре часа после их отъезда, в Александровском дворце работала комиссия по описи, и затем началась съемка.
Интересна дальнейшая судьба уникальной коллекции. Известно, что в ноябре 1918 года, при приемке дел от бывшего уже председателя Художественно-исторической комиссии Г.К. Лукомского, выяснилось, что 843 снимка с черно-белых негативов и 83 цветных диапозитива были переданы им книгоиздательству «Копейка» для воспроизведения в издании, которое готовил сам Лукомский, но которое не было выпущено. Снимки предполагалось изъять из издательства и передать для хранения в Детскосельское управление художественного имущества республики Северного района. Это осуществить не удалось — судя по всему, Лукомский увез их с собой заграницу.
Потом был долгий путь возвращения снимков в ГМЗ "Царское Село".
Антикамера в переводе с итальянского означает "прихожая". В Екатерининском дворце три антикамеры перед Большим залом. Эти комнаты предназначались для гостей дворца. В них они ожидали выхода императриц или начало приема. Табличка, перед праздничным столом, отвечает нам на вопрос: "Как его воссоздали и где?"
Для того чтобы иметь общее представление о том, что было с музеем "Царское село" после войны, предлагаю вам посмотреть чудесный рассказ с архивными фотографиями на ютуб-канале Виртуальный Русский музей.
А посмотреть на автохромные фотографии Андрея Зееста можно здесь
Спасибо за поддержку! Ваши лайки, подписка и комментарии очень помогают развитию канала и дают мне вдохновение для новых статей.
Все статьи про прогулки по Петербургу по тегу #hellengeo_петербург