Страсти по "толерантности" (именно в кавычках, ибо к настоящей толерантности творящееся сейчас имеет довольно смутное отношение) разгораются. Мартин Лютер Кинг переворачивается в гробу, духи первых феминисток кристализуются и выпадают в осадок от происходящего. В общем, весело.
Да, нам, проживающим на территории, где негров раз-два и обчелся, и их вполне можно назвать неграми, а не афророссиянами/афроукраинцами/афробеларусами и т.д., со стороны наблюдать удобнее. Вот и понаблюдаем.
Впервые я увидела подобный "приступ толерантности" довольно давно - в начале 2000-х. В фильме "Ясон и аргонавты" нам представили Орфея, искуснейшего греческого музыканта. И что-то пошло не так.
Тогда мы с отцом вволю насмеялись. Это выглядело довольно странно и чужеродно. Фильм, если честно, больше ничем и не запомнился. Может, потому что и вправду был "не очень", а может уж очень выбивался Орфей из привычного мне мира.
А все помнят активный "срач" несколько лет назад, когда выяснилось, что в театральной постановке "Гарри Поттер и Проклятое дитя" Гермиону Грейнджер сыграет темнокожая актриса Нома Думезвени?
Тогда Ному поддержали и Эмма Уотсон, сыгравшая Гермиону в серии фильмов о Мальчике, который выжил, и Джоан Роулинг, сообщившая, что "Роулинг нравится черная Гермиона". Правда, дальше она зачем-то заявила, что нигде не указывала, какого же "цвета" наша гриффиндорская умняшка, хотя из контекста книг это вполне очевидно.
Но здесь, как ни странно, я вступлюсь за актрису. Неважно, руководствовался ли режисер толерантностью, или ему просто понравилась игра Номы.
Во-первых, потому что исходя из того, в какое время происходит история, цвет кожи актрисы ни на что не влияет. Она может быть черной, белой, азиаткой, и это никакой роли в сюжете не сыграет. Я уж не говорю о том, что не считаю "Проклятое дитя" каноничным продолжением, что бы там ни заявляла сама Роулинг. Это фантазия на тему. Фанфик. Причем не самый удачный. А вы знаете, что в фанфиках еще и не то бывает, там герои подчас и пол меняют, и вид (я видела фанфик, где Гарри оказался полудемоном и собирался ЗАМУЖ), не то, что цвет кожи.
Во-вторых, это театр. Театр - некая условность. Вот зажгли свет и сказали - это северное сияние. Натянули голубую ткань - это море. Мы готовы принимать эти правила игры. Молодой человек может играть старика, а зрелая дама - юную деву (вспомните хотя бы балерину Галину Уланову, которая завершила карьеру в 52 года, а Джульетту танцевала в 37).
Так что в целом подход, который, как мне подсказали, существует во многих театрах Европы и Америки, "Я не замечаю цвета кожи актера", скорее оправдан. Это реальность - чернокожие актеры есть, а ролей для них нет или очень мало. Все же хорошая игра важнее.
С поправкой - это должно работать в обе стороны. Иными словами, устраивать истерику по поводу того, что Отелло играет белый актер - не норма. Устраивать истерику, что балерины Большого театра наряжаются чернокожими (наносят грим, надевают специальные трико) - не норма. Увы, это пока утопия.
В фильмах и сериалах разнообразный каст уже не удивляет. Но работать он будет в двух случаях:
1. Если цвет кожи оправдан сюжетом. Допустим, "Зеленая книга" или "Прислуга". Там весь сюжет, собственно, строится на этом контрасте и историях о жизни черных и белых.
2. Где цвет кожи не играет роли или придает истории новый оттенок. Возьму, к примеру, нашумевший "Рассказ служанки". Да, согласно первоисточнику всех чернокожих объявили "Детьми Хама" и выслали работать на рудники. В сериале же чернокожие присутствуют: это и дочь главной героини, и несколько служанок. Кстати, среди командоров и их жен (элиты общества) видела только белых. Испортило ли это сериал? Скорее нет. Во-первых, создатели вообще сделали довольно много исправлений, например, омолодив Командора и его Жену, прописав всех персонажей четче, "выдав" многим дополнительную мотивацию для поступков, а также осовременив происходящее (в оригинале действие разворачивается в 80-х). Во-вторых, это раскрывает новые грани мира антиутопии. Семья согласна на любого ребенка: черного, белого, желтого. Я уж не говорю про то, что мальчик-девочка, вообще не вопрос. Дети ценность сами по себе, иметь ребенка престижно, если можно так выразиться.
А вот когда чернокожих вставляют просто потому что надо, не думая над тем, как это сломает картину мира. Тут уж вся моя терпимость и любовь к разнообразию типажей на экране прячется под стол.
Черные Король Артур и Моргана - нет! Черные эльфы в Ведьмаке - спасибо, не надо (а вот дриады с черной кожей, хочу отметить, смотрелись органично, как по мне). В роли Анны Болейн - снова черная актриса? Вы там что, с дуба рухнули?
И главное, ведь нет проблемы создать контент, где чернокожие, трансгендеры, транссексуалы и другие меньшинства будут "в тему". Например, снять фильм про будущее, по какому-нибудь оригинальному сценарию. Или создать новый фэнтези-мир, без классических эльфов-гномов. У того же Пехова, например, в книгах самые разные расы упоминаются, о которых я более нигде не читала. Их же реально можно сделать какими угодно. Неужели это хуже, чем переписывать классику?