Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Клавдия Холодова. "Есть право говорить". Эссе. Часть третья.

....Когда и почему уходит с Земли Поэт, вовремя ли, нет ли, надо ли, правомерно ли, загадано, закономерно ли?! Судьба? Игра? Нелепость? - эта вечная, неразрешимая и горестная загадка для тех, кто был рядом, кто остался. И часто остающиеся Смерть - не принимают и не хотят о ней говорить… Не смеют. Не умеют…

Вот и я не хотела говорить о смерти. Да и есть ли у меня право? Правило? Найдётся ли слово? Хотя бы абзац, хотя бы строка? Смогу ли одолеть горечь недоумения, холодную горечь, ярую, но не палящую?! Лишь раздирающую когтями сердце, чтобы написать о Поэте, ушедшем за радугу в неполные тридцать три. Тридцать четыре?

Я закрываю глаза… За окном апрельская, холодная стынь, небо свежее, вечернее, умытое, синеглазое, огромное, распахнутое, зовущее. Весна будет, весна придет… Жизнь. Встреча… Обновление… Какая же смерть? Да и есть ли право? Слово? Минута? Слог, строфа?

Почему так случилось, почему так нелепо остановилось сердце, сломленное ураганным порывом февральского ветра, сквозняка, снежной бури, холода. Неприятия? Чего еще?

Я закрываю глаза… И меня - настигает… У дверного косяка моей комнаты стоит женщина в скромном зеленом пальто. Почему то в зеленом.

-2

И в маленькой модной шляпке- тарелочке. Она очень похожа на Жаклин Кеннеди. Но в руках у нее варежка.. Не перчатка. И это сразу делает ее проще, роднее, что ли? Она гладит рукой косяк….. Осторожно гладит, едва касаясь.. Потом поворачивается и улыбается мне.. Улыбка - теплая… Она произносит вслух, не шёпотом, очень отчётливо и ясно:

В той

Запредельной высоте щемящей,

Где больше нет

Запретов и оков…

Она так остро обожглась

…О счастье,

Но, высь объяв,

К земле рванулась вновь….

Толчок в сердце, сильный, как боль, удар, и я открываю глаза… Сон закончился… Или это было нечто иное? Видение, ВИденье? Узнавание Поэта и всей метафорической глубины его строф, образов, его Пути… Его Судьбы. Хоть на миг.

Клавдия Холодова. Она писала светло и чисто, ее поэзия, как глоток чистой, родниковой воды.. Каждая строка была наполнена горячностью ее сердца, остротой восприятия мира, страстностью любви к Жизни, ко всем ее проявлениям, ко всем ее звукам..

Но.. Светлая глубина «холодовской» лирики была так горяча, смела, искренна, что иногда уводила в запределье.. Да- да В небесное запределье.

Она не смогла писать о Магнитке, о доменных печах, сорвала творческую командировку. Ее горячая точность, ее пронзительная и весомо - музыкальная графика души, ее лирика – отзвук любого тончайшего нюанса и высокого градуса и тона сердца, шла совсем, совсем не в ногу с теми доминирующими нотами поэтов - эстрадников, которые звучали, гремели победными литаврами в шестидесятые! Надо это бесстрашно или бесстрастно признать. Клавдия Холодова была поэтом - лириком. То есть – поэтом вне времени. Но тогда это было не модно, не в тему, не совсем по правилам. Вовсе -  не по правилам.

Нота, струна, камертон Клавдии Холодовой никак не вписывались, не впадали в предметную поэзию оптимизма, разговора ни о чем…Хотя, может быть, кто то возразит мне тотчас же, что строфы поэм Евтушенко - жадное утверждение Жизни, а глубины метафор Вознесенского – новый путь в русской поэтике, открывающий непомерные бездны. И мне не захочется спорить. Нет.

Я пишу совсем не об этом. Я пишу о Женщине поэте, дерзнувшей… Как? Почему? Зачем?

Я пишу то, что думаю. Обо всем по порядку…

***

У Клавдии Холодовой были свои нетронутые бездны. Свои глубины. Свои полёты ввысь, прочно впитавшие, в себя запах яблок, свежескошенной травы, аромат клевера, росы в заливных лугах. Она, вырвавшись в дерзкий полет, обжёгшись о Любовь, расставшись с образом дорогого человека, с нарисованной в сердце тонкой акварелью, небесной мечтой о голубом олене, как образе недостижимого (чёткий отзвук, отпечаток и след гриновских алых парусов, только изменивших цвет! Впрочем, она могла бы написать и золотого оленя - огненный цвет осени был ее самым излюбленным, как и осенний огонь метафор. Огонь, которого никто не видел воочию. Он не вырывался наружу. Не стоило. Не могло. Не должно!

И в этом пламени - постоянный, скрытый, упорный обжиг души… Закаливание ее. Она росла, стремительным побегом, всегда вверх, освобождаясь от плена быта, душного уюта, обычности, все время – стремясь, как бы - летя, паря. Хоть во сне, но – паря… Гончар – вселенная одаривала ее строфами невиданной закалки для Женщины - поэта. По дерзости. И такой чистой силы, и энергетического накала, которые под стать были лишь настоящему, мощному лирику… А не «отражателю эпохи».

Он, истинный лирик, рождается сразу, без истории?

Мы ведь все помним, об этом хорошо сказала Марина Цветаева, с которой так незримо схожа главная кода поэзии Клавдии Холодовой:

«О поэтах без истории можно сказать, что их душа и личность сложились еще в утробе матери. Им не нужно ничего узнавать, усваивать, постигать — они уже всё знают отродясь. Им не нужно ни о чем спрашивать — они являют. Очевидность, опыт для них — ничто. Они пришли в мир не узнавать, а сказать. Сказать то, что уже знают, все, что знают (если это много), единственное, что знают (если это одно).

Поэты-лирики — антиподы миру, если говорить о мире человеческом: обществе, семье, морали, господствующей церкви, науке, здравом смысле, любом виде власти, — человеческом устройстве вообще, включая и пресловутый «прогресс»). Их стихи и судьбы всегда единое целое. »..

(М. Цветаева «Поэты с историей и без истории» М. Изд – во «Народна асвета « 1989 г. Т.2.)

Ну, вот! Я, кажется, нащупала нить, узнала, ощутила загадку Холодовой. Не разгадала загадку, нет, это просто нахлынуло на меня, как озарение.. Не узнавать, а сказать. Сказать, что знаешь об этом мире больше, чем принято знать, чем возможно ведать, через боль, горечь, отречение – от себя самой и от самого дорогого, страстно любимого, невозможного… Отречение - до потуг, до резкой усталости, сломленности. Старости. (На одном из снимков в личном архиве Клавдия Федоровна невозможно стара, с резкими морщинами, словно ей - восемьдесят или сто.. Она будто бы совсем без сил, опустошена. А ведь ей было только немного за тридцать, этой, летящей над землей, красавице!)

Но и – отречение… Неизбежное. И от полета, и от знания, что он закончится когда - то, что -   можно разбиться. Или - вернуться на Землю снова, в ином облике: запахом трав, росой, яблоком, упавшем в саду, вечерней зарей? Я читаю стихи Холодовой последнего периода ее жизни и у меня дрожат губы:

Торопилась с рождения жить.

Мне чего-то всегда не хватало.

С тихой родиной тонкую нить

Не жалея, спеша, оборвала.

И несли меня в ночь поезда,

И взлетали, взревев, самолеты.

Юность, юность – ты время отлета…

Оказалось, отлет навсегда.

Но однажды в родные места

Потянуло, как птицу, в гнездовье.

И в вагонном моем изголовье

Голубая возникла звезда.

Я дивилась, как птица, весне

И названьям мелькающих станций.

А на полке, в предчувствии странствий

Чей-то сын улыбался в сне ..

.. Предчувствие иных и не земных странствий, голубая звезда, хрустальная острота строф Клавдии Холодовой, манила, ранила широтой и силой, дразнила и тревожила, уводила. Не в пустоты мещанской, маниловской мечты, нет. В метафоричность и метафизику снов, осознаний, видений, подспудных озарений, метаний. Глубоких для лирика, необычных для женщины – Поэта… Птица, дерзкая птица, с хрустальным голосом, только намечала пунктиром свой путь на земле.. Путь поэта. Темы поэм стихов, строф, статей. Метафора народных напевов, магия образности и открытости в « Ворожбе», неоконченные строки лирического цикла о матери, с безыскусными, затаёнными нотами теплоты, тоски, прощения, любви безмерной, узнавания, удивления:

Сколько тканей теперь хороших!

Мне в их яростной пестроте

Приглянулась одна – в горошек,

В самый раз на платье тебе.

Покупаю, с собой не торгуясь…

Ясно вижу, как ты с крыльца

Мне навстречу шагнешь, волнуясь,

Вытирая слезы с лица.

Ах, как сладко выплакать боль

На ладонях твоих шершавых!

Лишь твоя не обидна жалость,

Лишь твоя бескорыстна любовь...

Ты про платье скажешь: «Немаркий,

Для меня подходящий цвет…»

… Покупаю тебе подарки,

А тебя даже в детстве нет.

И о себе она напишет горькими и пронзительными штрихами, до отчаяния, простыми:

***

Утешается каждый

этим словом – Судьба.

Я очнулась однажды

И вгляделась в себя.

Никого не согрела,

От беды не спасла.

И хотела быть смелой,

Да увы! Не была.

Всё, как птица подлётыш,

Примеряла крыла.

Скоро время отлета:

Эх, была - не была!

Я запомнила, птицы,

Ваш урок до поры:

Иль взлететь, или разбиться,

Разбежавшись с горы!

Эти ноты тоже были - вне времени. Движение только вверх и вверх! Вперед. Сосредоточенное. Полет крыл, иногда и почти бессильных. Одиночество в толпе, одиночество рядом с равными тебе. Даже и с близкими. Удел поэта? Участь? Судьба? Карма? Красивые слова?

Нет, кажется опять я пишу не о том.

Лирику Холодовой можно и должно сравнивать со строфами другого талантливого современника, Геннадия Шпаликова. Его судьба еще более трагична, ибо смерть он выбрал для себя сам, в минуту отчаяния, а стихи и проза его остались почти неузнанными. Сейчас приходит час открытия этого истинного Поэта. Горькое, запоздалое. Необычны краски, метафоры, образы. Свежи, остры. Дерзка строфа. Написанная будто бы в стиле импрессионистов, как кинокадр: и резкий, и мягкий, одновременно В стиле Клода Моне или Федерико Феллинни. И это его странное, четкое, как лекало: «Я к Вам травою прорасту».. Все знают, цитируют. Оно по  - пушкински дерзко, светло и горько.

Но… Стоп, стоп…Ведь и у Холодовой было что - то, подобное. Прорыв в запредельное, даже и за гранью метафизики снов и предчувствий. Как будто бы шаг вслед, словно отклик или отклик:

* *

И я отправлюсь

В свой последний путь.

Есть время цвесть,

Есть время листопада.

И обо мне печалиться не надо,

И смерть меня

Не сможет зачеркнуть.

Я сквозь асфальт

Травою прорасту.

И просветлеют

Всех прохожих лица,

И обойдут

Отнюдь не за версту,

И станут мне,

Как празднику дивиться. *

И яблоком

Под ноги упаду,

Льняной рубашкой

Обниму вам плечи,

Я сто путей

Вернуться к вам

Найду.

…До скорой встречи!

1976г.

- - - - -

* Вариант второй строфы:

Я сквозь асфальт

К вам прорасту травой.

И просветлеют

Всех прохожих лица,

И будут мне,

Как празднику дивиться

И обойдут заботно стороной.

****

Она предрекает свою дорогу, она знает ее, как все истинные Поэты знают вневременность пути, слов, строф. Чувства. И они никак и никогда не утешаются словом «Судьба».

Они утешают нас. С любовью и до отчаянья. Веря и зная, что мы - поймем. Пусть не сразу, но поймем!

И она знала, маленькая, хрупкая, дерзкая женщина – Поэт, навсегда - вне времени, и навсегда – наш с вами современник, что там, за радугой, еще есть неузнанность и встреч, и открытий, и постижений и прощаний?! неужели же?

Несомненно, знала. И это все тоже было до дерзости ново в ней, в ее, таких простых и теплых, строфах, которыми она исписывала блокноты, обрывки газет, открытки…

«Убита временем и бытом!» – обреченно и горько написал о ней один из поэтов.

Я протестующе качаю головой. Нет, не убита. Ибо настоящий Поэт всегда - вне времени. А для земного быта он найдет иные краски.

Краски Бытия. За радугой. У Клавдии Холодовой это получилось. Я знаю точно. Она ушла в свой последний полет в февральскую, снежную вьюгу , чтобы - остаться, вернуться, простить, позвать нас в эту высоту и безбрежность   полета, иных далей. Иных орбит. Мы только прикасаемся к ним. Мы только постигаем эту грань мира. У нас должно получиться.. Непременно. Ведь с нами остались строфы, которым дивимся мы , «будто празднику»…

…Я опять  закрываю глаза. Маленькая, красивая женщина в зеленом пальто вновь стоит у косяка, но не гладит его. Она смотрит на меня и отчетливо, ясно произносит:

Есть время цвесть,

Есть время листопада.

И обо мне печалиться не надо,

И смерть меня

Не сможет зачеркнуть."

И без паузы, выдохом,  в пространство,  даже  - не мне:"Все верно написано. Вот и встретились.. Здравствуй!»