Развивая свои магические способности в Хогвартсе, Гарри Поттер в качестве учебного пособия использовал в том числе книгу «Фантастические твари и места их обитания», написанную неким Ньютом Саламандером. В справочнике (Гарри держал в руках уже 52-е его издание) содержались описания восьми с чем-то десятков разнообразных существ, а также краткая биография автора. К радости поттероманов, на основе этого материала создательница Поттера Дж.К. Роулинг написала сценарий для нового полнометражного фильма. Постановщиком картины назначили Дэвида Йейтса, ранее снявшего четыре ленты о студентах Хогвартса.
1920-е, Нью-Йорк. Застенчивый британец Ньют Саламандер (Эдди Редмэйн) приезжает в США с таинственным чемоданчиком, который постоянно норовит сам собой открыться. В чемодане Ньюта прячется целый сказочный зверинец (свой приезд в Америку гость объясняет желанием обзавестись еще одним странным существом — «аппалузской пушишкой»). Некоторым питомцам Саламандера удается сбежать, и заезжий волшебник в результате оказывается втянутым в дела магов американских. Среди них — симпатичная волшебница Тина Голдштейн (Кэтрин Уотерстон), ее читающая мысли сестра Квинни (Элисон Судол) и мрачный загадочный Персиваль Грэйвз (Колин Фаррелл).
Хотя в тварях события разворачиваются не в Хогвартсе, а за океаном, да еще и больше чем за полвека до рождения Гарри Поттера, магии в новом фильме Йейтса хватает. Камера совершает головокружительные полеты над улицами Нью-Йорка, зверушки из чемодана одновременно вызывают удивление и умиление (отдельные экземпляры — еще и испуг, но непродолжительный: подопечные Ньюта в большинстве своем — существа добродушные, пускай и хулиганистые), американские маги демонстрируют приемы, ничуть не уступающие навыкам британских коллег. Мир буквально напичкан мелочами и деталями, они не сразу бросаются в глаза, но создают общий фон, который кроме как волшебным никак не назовешь. «Фантастические твари» — кино яркое, зрелищное и изобретательное в визуальном плане.
Только вот ленте не очень повезло со сценарием. Сюжет не слишком оригинален (многие элементы будто бы позаимствованы из других блокбастеров, включая, например, «Людей в черном») — ну ладно, к этому мы все вроде бы уже привыкли, никто не ждет, что создатели фильма с бюджетом в 180 миллионов долларов вдруг пустятся в эксперименты. Однако есть и другие неприятности. Серию о Гарри Поттере полюбили, наверно, в том числе за то, что она дала возможность наблюдать за растущими и развивающимися героями. Кто-то рос вместе с ними; аудитория постарше просто открывала для себя новый необычный мир — примерно так же, как это делал будущий великий волшебник, впервые оказавшийся в школе чародейства и волшебства. В общем, не удивительно, что к Гарри привязались зрители и читатели всех возрастов.
Ньют же на фоне Поттера кажется скучноватым — по крайней мере, если судить по первой серии. Да и Редмэйн, пожалуй, не идеальный герой. Эдди — хороший актер (не зря же он получил «Оскар»), но безупречно ему удается единственное выражение лица — восторженно-удивленное. В случае с персонажем, носящим в чемодане сказочный зверинец, это даже кажется уместным, но ближе к концу двухчасовой картины удивленная улыбка Саламандера все же начинает утомлять.
Любопытно, что самым живым и забавным персонажем в «Фантастических тварях» оказался человек, вообще лишенный магических способностей: это мечтающий открыть собственную пекарню сотрудник консервной фабрики Якоб Ковальски (Дэн Фоглер). Его сюжетная ветка — самая смешная, самая трогательная и человечная. Даже интересно, что было бы, если бы авторы решили сконцентрироваться на таком персонаже-магле, то есть показали бы волшебство с точки зрения стороннего наблюдателя. Впрочем, понятно, почему они так не поступили: герой, не умеющий эффектно размахивать волшебной палочкой, не слишком подходит для того, чтобы возглавить многомиллионную кинофраншизу, которой нужно отбиться в прокате.
#кино #рецензия #гарри поттер #джоан роулинг #эдди редмэйн #дэвид йейтс #фантастические твари