Мы продолжаем интервью с инженером-мостостроителем Константином Васильевичем Веденеевым. Он рассказывает о больших и малых мостах, в строительстве которых принимал непосредственное участие; а также о самих мостостроителях.
— Магистраль была построена, но в стране наступили смутные времена. Как выживали тогда мостостроители?
— На рубеже 80-х – 90-х годов мы сдали в эксплуатацию ещё ряд объектов на Красноярской, Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах. Но основным направлением в строительстве стали автодорожные мосты.
Как раз к этому времени подоспели и «лихие девяностые». Я имею в виду не разгул криминала в стране, а жесточайший дефицит финансирования строек, неплатежеспособность заказчиков, разгул бартера. Но и в это смутное время строительство не прекращалось.
Так, в 1998 году наш Мостоотряд даже «изловчился» сдать в эксплуатацию 400-метровый мост через реку Киренгу, рядом с железнодорожным мостом. Огромную роль в этом сыграла помощь нашего основного заказчика – управления по строительству дорог «Иркутскавтодор» и его тогдашнего руководителя Сергея Семеновича Шабурова.
Сдача объекта стала событием областного масштаба, ее посетили представители руководства области. Под эгидой «Иркутсавтодора» Мостоотряд-45 построил мосты на автодорогах Иркутск – Б. Голоустное, Усть-Кут – Уоян, в том числе большие мосты через Таюру и Белую в ее верховьях, ряд объектов в Заларинском, Черемховском, Ольхонском, Зиминском, Жигаловском, Качугском районах области. Также был построен ряд мостов в Бодайбинском районе для заказчика «Лензолото».
В 2002 году, менее чем за год, был построен и сдан 150 метровый мост через реку Тутуру в Жигаловском районе, который стал примером слаженности в работе строителей. Сам объект находился вдалеке от железной дороги. Зимой автотранспортом грузы доставлялись с базы Магистрального по зимнику через Ковыктинское месторождение, летом - с базы Кая в Иркутске.
В это трудно поверить, но за столь короткий период было перевезено автотранспортом более 5 тысяч тонн грузов: песка, щебня, цемента, железобетонных и металлических конструкций. И вот, менее чем через год, в беспросветной глуши, в тайге, вырос красавец мост, поразив даже видавших виды строителей – представителей заказчика и генподрядчика.
— Знаю, что у Мостоотряда-45 был очень надежный подрядчик - «Русиа Петролеум». Какие объекты вы им строили?
— Давайте сначала вернемся к «лихим девяностым», к безденежью и полугодовым задержкам зарплаты, когда хотелось выть от бессилия. Но в середине 90-х у нас, действительно, появился платежеспособный заказчик «Русиа Петролеум», занимающийся освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Возглавлял компанию бывший заместитель губернатора области Лев Анатольевич Платонов. Благодаря регулярному поступлению «живых» денег за выполняемые работы, Мостоотряд значительно улучшил свое финансовое состояние.
Нами были погашены задолженности по зарплатам и налогам, появилась возможность решать проблемы других участков строительства, той же Киренги. Например, финансирование строительства двух мостов через Ушаковку в Иркутске по ул. Ушаковской и Баррикад производилось за счет оборотных средств Мостоотряда с получением денег от заказчиков после его завершения.
И, самое главное: за счет заработанных средств Мостоотряд смог приобрести в Германии высокопроизводительный буровой станок фирмы «Бауэр» стоимостью один миллион долларов.
— А чем запомнилось мостостроителю начало 2000 годов?
— Участием Мостоотряда-45 в строительстве Академического моста через Ангару. Генеральным подрядчиком выступал московский Мостоотряд-125, на субподряде у которого трудились Мостоотряды из Иркутска, Улан-Удэ и наш, бамовский.
И первую буронабивную сваю в фундамент опор моста заложил в августе 1999 года станок «Бауэр» БГ-9 Мостоотряда-45. Второй знаковой стройкой для нас была автодорога Чита – Хабаровск. Её тогда называли «президентской трассой» - по ней прокатился сам Владимир Путин. На востоке Читинской области было построено более 10-ти мостов.
— Константин Васильевич, что мы всё о мостах да о мостах. Давайте расскажем читателям о тех, кто их строил.
— Вы правы. Именно их трудом свершилось всё то, о чем я рассказывал. Андрей Григорьевич Стояновский, Сафрон Петрович Фарфуляк, Юрий Григорьевич Любимов, Леонид Иванович Проскряков – вот те руководители Мостоотряда, в разные годы создавшие семью мостостроителей.
И то, что почти все они позже стали руководителями треста Мостоострой-9, подтверждает уровень Мостоотряда-45 как «кузницы кадров». А еще у нас трудились замечательные инженеры: Анатолий Азовский, Олег Малышев, Анатолий Ткач, Виктор Геращенко, Виктор Лыжин, Фарид Гадиев, Наталья Сафонова, Владимир Сорокин, Нина Аветикова, Людмила Веденеева, Владимир Прохоренко и многие другие. И уж никак нельзя забыть людей труда: монтажников, механизаторов, плотников, арматурщиков-бетонщиков, водителей, операторов бетонных заводов, машинистов буровых станков, чьими руками строились мосты. Виктор Задорожний, Анатолий Корнюхов, Александр Телешман, Владимир Закиров, Владимир Лопухин, Василий Онацкий, да все они, члены коллектива, заслуживают одного слова – герои.
Просто невозможно перечислить всех тех, чьим трудом ковалась слава Мостоотряда-45. А хотелось бы. Но это уже тема для книги.
Спасибо, что читаете