1. Самое совершенное не нуждается в отношении к чему-либо, кроме себя самого. Да и к себе отнесётся — ежели пожелает. Более того, если оно будет замечено за таким постыдным занятием отношения к чему-либо другому, чем оно само, оно тут же должно быть квалифицировано как недостаточно совершенное. Более совершенным будет то, что не нуждается в этом отношении и никогда не снисходит к вступлению в такое отношение.
Таким всесовершенным в платонизме, самой совершенной философии, мыслится ум. Ум как объект, то есть нечто пассивное, есть вместилище идей и собственно сами идеи. Ум как субъект, то есть нечто активное, есть мыслящий себя в целом и каждую свою часть (идею) в отдельности.
2. Но мир не состоит из одного ума, в мире имеются ещё душа и тело. Душа — проводник велений ума к телу, непосредственному исполнителю велений. И тут возникает нетривиальный вопрос: как душа получает веления ума?
Всесовершенное, ум, содержит в себе все идеи, которые удаётся отыскать в вечности.
Непрерывно мысля себя в целом и каждую идею в отдельности, ум занят только этим и никак не относится к душе. Как душе причаститься к уму? Ответ давно найден. Мыслимые умом идеи эманируют в своей мыслимости, непрерывно источая мыслимые энергийные копии самих себя. Вот с этими энергийными копиями идей душа знакомится и принимает не просто к сведению содержания и формы идей, но принимает их к исполнению.
Непрерывно мысля себя в целом и каждую идею в отдельности, ум занят только этим, тогда как же он выделяет ту или иную идею, годную послужить основанием веления ума душе. По телу мы замечаем весьма определённую и разнообразную деятельность души. Не сомневаясь, что во всех этих движениях душа выполняет веления ума, мы и задаёмся таким вопросом о спецификации деятельности ума до конкретного веления.
Значит, помимо (1) ума пассивного, (2) ума активного, (3) ума общего (мыслящего себя в целом), (4) ума частного (мыслящего себя по частям, по каждой отдельной идее), необходимо предположить наличие (5) ума волящего (осуществляющего перебор идей и останавливающего выбор на одной или нескольких из них), а также (6) ума страдающего, то есть предоставляющего выбор (тот тезаурус, из которого ум волящий делает выбор, то есть запас идей, совпадающий с (1) умом пассивным). А чтобы все шесть умов не распались на набор объектов и функций, непонятно как между собой связанных, необходимо предположить (7) ум абсолютный, который объединит в себе шесть подчинённых ему умов и установит общий стиль их жизни.
Всё сказанное об умах — необходимо, стоит лишь предположить единственное: душа — приказчик, бригадир, десятник, исполнитель, раб у господина ума.
3. Какова должна быть душа, принимающая веления от ума? Принцип души — принцип самодвижения. Самодвижущееся имеет душу, одушевлено, живо. Поскольку душе приходится иметь дело и с умом и с телом, душ, как минимум, две: (1) пассивная и (2) активная.
Пассивная душа предназначена для связи с умом. Этой душе приходится, во-первых, умерять своё самодвижение до нуля, чтобы не попортить, не исказить своей активностью воспринимаемый образ идеи; а, во-вторых, этой душе придётся опускаться и ниже нуля себя самой, выступать ёмкостью, пространством для умного образа. Получается, пассивная душа смиряет свою активность, свои порывы, а также выступает как специфическое ничто для заполнения его образом идеи. Вся активность пассивной души редуцируется к специфической самоотрицательности. Это можно назвать душевным познанием или пониманием. Именно поэтому, за связь с умом и познание идей ума, как раз пассивную душу следует называть ещё и (3) умной душой.
Активная душа сполна и непосредственно использует принцип самодвижения, действуя или над телом человека или посредством тела человека над телом, внешним человеку. Это душа не только активная (потенция к действию), но и реально (4) действующая душа.
Если человек не точит серийно однообразные детали и ему довольно одного экземпляра исполненной в материале идеи, эластичная пассивная душа может избавиться от образованной ею в себе самой ёмкости для образа идеи, стравив вакуум ничто, и быть готовой для познания другого образа.
Как и в случае с умом, здесь тоже нужна объединяющая две души категория, которая будет, разумеется, (5) абсолютной душой.
4. Тело первично различается лишь как (1) своё тело и (2) чужое тело. В зависимости от задания ума душа действует или над своим или над чужим телом. Возможно действие своим телом над чужим и чужим телом над своим. Это уж как распорядится душа.
Но как в своём, так и в чужом теле могут находиться телесные же управляющие последовательности. У человека это нервная система со спинным и головным мозгом. Вот эти управляющие последовательности, буде тело неоднородно и они в теле имеются, впору назвать (3) умным телом в отличие от остального (4) массивного тела. Соберёт же все эти тела в одно тело (5) абсолютное тело.
5. В общем, всё в мире крутится и вертится оттого, что каким-то умам взбредают какие-то идеи в голову. Более того, мир развивается именно так и такое имеет своеобразие потому, что мировому уму так мыслится.
Вот вы — человек мыслящий? И что же вокруг вас меняется по велению вашего ума? Ничего? Мыслящий, говорите?
2017.12.05.