Найти в Дзене
Московский летописец

Такой противоречивый Константин Симонов...

Оглавление


Что можно сказать о Константине Михайловиче Симонове (1915-1979)? Русский советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент.
Герой Социалистического Труда (1974).
Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).
Участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (15 [28] ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва), русский советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент.                                                      Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (15 [28] ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва), русский советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки

И ещё. Невероятно противоречив. Скорее всего, это связано с его характером...

Родился в 1915 в Петрограде в семье генерал-майора Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну.

Юный Симонов (пока Кирилл). Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки
Юный Симонов (пока Кирилл). Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки

В юности пишет поэмы на исключительно нужные темы: «Победитель» (1937) о Николае Островском, «Павел Чёрный» (1938) о героях-зека, строителях Беломорско-Балтийского канала, «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1938) о русских полководцах... Из командировки на Беломорканал вернулся с ощущением посещения школы перевоспитания («перековки») преступного элемента трудом...

Речь не о приспособленчестве. Его стихи говорят об увлечённости, о вере в идеи, которые на данном отрезке времени стали актуальными.
За эти идеи Константин Симонов готов сражаться не только пером.

Сразу после окончания Литературного института им. А.М.Горького он был послан в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол и показал себя храбрым воином. Побывав в боях, Симонов пишет одну за другой две пьесы: «История одной любви» и «Парень из нашего города». Первая пьеса немедленно принимается к постановке Театром им. Ленинского Комсомола, вторая ставится на многих сценах и отмечена первой сталинской премией.

Сцена из спектакля "Парень из нашего города". 1941. Ленком. Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки
Сцена из спектакля "Парень из нашего города". 1941. Ленком. Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки

За неделю до начала Великой Отечественной заканчивает курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии имени Ленина и получает звание интенданта второго ранга.

С первых же дней войны Константин Симонов под Могилёвом сумел вместе с другими выбраться из окружения. Стал военным корреспондентом «Красной звезды». Летом 1941 в качестве корреспондента этой газеты находился в осаждённой Одессе.

Константин Симонов и Роман Кармен (слева). Фото  со свободного доступа Яндекс.Картинки
Константин Симонов и Роман Кармен (слева). Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки

Сталин не шутил, когда сказал, что стихотворение «Жди меня» следовало бы издать в двух экземплярах, ему и ей. Но Сталин оценил повсеместную известность, какую принесли Симонову эти стихи. Заинтересовался автором, который и был направлен на курсы военкоров при Военно-политической академии.

Стихотворение "Жди меня". Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки
Стихотворение "Жди меня". Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки

В 1942 – старший батальонный комиссар, в 1943 - подполковник. После войны становится полковником.

С фронтовыми друзьями. Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки
С фронтовыми друзьями. Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки

Симонов в 1945 получает два ордена Отечественной войны 1 степени, в мае и в сентябре.

Сразу же за «Парнем из нашего города» следует пьеса «Русские люди», которой Симонов гордиться в будущем не будет. Она получает сталинскую премию.

Затем сталинской премии удостаивается роман «Дни и ночи». За ним – новая сталинская премия за пьесу «Русский вопрос».

Ещё одна книга и ещё одна сталинская премия. Ею удостоен сборник стихов «Друзья и враги», прославляющий холодную войну. Наконец, пьеса «Чужая тень». Новая сталинская премия.

1950 год. Симонову всего 35 лет.

Есть какое-то сходство его быстрого восхождения по наградным ступеням с молодыми военачальниками 1812 года. Но те продвигались за личную храбрость.

Однако и Симонов не был трусом, не так ли? Конечно. В воинской трусости он не замечен.

Но вот с гражданской храбростью дело обстояло не так здорово. В 1946 году он назначен секретарём Союза писателей СССР и главным редактором журнала «Новый мир». В журнале он работает до 1950 года, когда Сталин переводит его главным редактором «Литературной газеты».

Не убеждён, что Симонову нравилось принимать участие в погромных сталинских кампаниях по борьбе с космополитизмом. В погромных собраниях против Михаила Зощенко и Анны Ахматовой в Ленинграде, в травле Бориса Пастернака. Симонов не был антисемитом, вряд ли охотно возглавлял кампанию по выдавливанию евреев из Союза писателей. Тем более что иные исключённые из Союза писатели вспоминают, как Симонов неофициально их поддерживал: давал деньги на пропитание. Тем не менее он связал своё имя с гонителями.

Сталин умер. Все центральные газеты в траурные дни печатали стихотворные отклики крупнейших поэтов на эту смерть. Выразил своё чувство и Симонов:


Нет слов таких, чтоб ими описать
Всю нетерпимость горя и печали.
Нет слов таких, чтоб ими рассказать,
Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин…


Подобные стихи писали тогда все крупные поэты: Твардовский, Исаковский. Но Симонов пошёл ещё дальше.
Через несколько дней после смерти вождя он напечатал у себя в «Литературной газете» статью, где определял главную задачу писателей отразить великую историческую роль Сталина.

И попал не в жилу! Хрущёв, прочитав статью, потребовал смещения Симонова с поста главного редактора "Литературки", что и было сделано.

Роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым» Симонов опубликовал в «Новом мире». Это была граждански очень смелая вещь.
На обсуждении романа в Московском отделении Союза писателей с яркой речью выступил Константин Паустовский. Безоговорочно поддержали этот роман Дудинцева В. Овечкин, С. Михалков, В. Кетлинская, Н. Атаров. Выступая на этом собрании, Симонов радовался поддержке, хвалил Дудинцева за гражданскую смелость. Выступления напечатала «Литературная газета».

Но через месяц в той же «Литературной газете» появилась критическая разгромная статья. Роман начали топтать. Снова состоялся пленум московского отделения Союза писателей (1957). Но на этот раз некоторые былые хвалители превратились в хулителей. Увы, Симонов не только не воспрепятствовал резолюции, осуждающей роман, но согласился, что «жизнь в романе изображена однобоко».


Через год его сняли. Но в 1959 не избрали секретарём Союза писателей СССР. Дали к 50-летию первый орден Ленина. Пишет роман о войне «Живые и мёртвые» (1959). Режиссёр Александр Столпер снял фильм по роману. Столпер и Симонов удостоены за него Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941 по июль 1944 года. Однако сюжет не охватывает весь этот временной интервал, имея узкие временные рамки:

Книга первая – «Живые и мёртвые». Лето, осень и зима 1941 года — от начала Великой Отечественной войны до начала контрнаступления под Москвой.

Книга вторая - «Солдатами не рождаются». Зима 1942—1943 годов — последние дни обороны Сталинграда и операция «Уран».

Книга третья- «Последнее лето». Лето 1944 года — операция «Багратион».

Александр Столпер снял по роману «Солдатами не рождаются» фильм «Возмездие».
За трилогию Симонов получил Ленинскую премию в 1974. Присвоили звание Героя соцтруда. Но в 1973 подписал письмо против Солженицына и Сахарова…

Что ж, ведь и начал эту записку с того, что Симонов был противоречивым человеком.

Но ведь нужно вспомнить и то, как помогал он людям, помогал литературе.
Благодаря ему, были вновь напечатаны романы Ильфа и Петрова об Остапе Бендере. Добился публикации булгаковского «Мастера и Маргариты» и романа Хэмингуэя «По ком звонит колокол». Помогал «пробивать» спектакли театров «Современник» и «На Таганке». Очень многим обязана ему литература. Многим обязаны ему литераторы и простые фронтовики, которые шли к нему за разрешением своих проблем. Он помогал им, чем мог.
Его двухтомный дневник писателя «Разные годы войны» (1982) честен по отношению и к себе, и к своим товарищам по оружию.
Не забудем замечательный фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1972), снятый по повести К. Симонова.

Умер 28 августа 1979 года. Завещал развеять свой прах над Буйничским полем под Могилёвым, где он вступил в первый бой Великой Отечественной войны. Родные выполнили волю покойного…

Константин Симонов скончался от рака лёгкого 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. Через полтора года после смерти писателя над Буйничским полем развеяли прах последней супруги Симонова — Ларисы. Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки
Константин Симонов скончался от рака лёгкого 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. Через полтора года после смерти писателя над Буйничским полем развеяли прах последней супруги Симонова — Ларисы. Фото со свободного доступа Яндекс.Картинки

В заключение – несколько строк, на мой взгляд, из одного из лучших стихотворений Константина Симонова. Ещё в школе это стихотворение я выбрал для одного из многочисленных зачетов по русской и советской поэзии :

"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: -Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси…

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем…

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла."

Полностью стихотворение можно послушать в исполнении Олега Табакова (переход по ссылке)

Если вам понравилась статья - ставьте лайки. Буду признателен, если оставите комментарии.

Подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь, перейдя по ссылке.