К книгам Александра Грина применимы замечательные слова Эрнеста Хемингуэя:
«Все хорошие книги сходны в одном: то, о чём в них говорится, кажется достовернее, чем если бы это было на самом деле, и когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода. Если вы умеете всё это дать людям, значит – вы писатель. И нет на свете ничего труднее, чем сделать это.»
Для меня в конце 60-х приобретение шеститомника Александра Грина в букинистическом отделе Московского дома книги на проспекте Калинина было большой удачей. В бук. отдел тогда наведывался часто. Собрание сочинений Грина из библиотеки «Огонька» купил у «дяденьки», который стоял в очереди, чтобы сдать свои книжки. Эти 6 серых томиков, абсолютно новые (!), каждый из которых тогда стоил 90 копеек, он продал мне всего за 6 рублей !
Радость переполняла меня, самого счастливого мальчишку на свете, когда ехал на электричке из Москвы и бежал от ж/д станции домой! Сейчас эти книжки 1965 года издания, изрядно потрёпанные, читаные-перечитанные, в книжном шкафу моей библиотеки стоят первыми в рядах моих самых любимых с детства писателей: Джека Лондона, Майн Рида, Роберта Стивенсона, Жюль Верна, Густава Эмара, Александра Дюма, Луи Жаколио, …
Потом, на школьных уроках литературы узнал и о непростой судьбе этого чудесного писателя. И нам, мальчикам и девочкам было удивительно: как человек с такой тяжелой судьбой мог писать такие светлые и жизнеутверждающие романы.
Настоящая фамилия писателя Александра Степановича Грина (23.08.1880- 08.07.1932) – Гриневский. Он - из семьи ссыльных поляков.
Первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» был арестован прямо в типографии и сожжён. Был донос в полицию, что автор в тюрьме за революционную пропаганду и за дезертирство. Грин был эсером и довольно активным революционером.
Псевдоним писатель начал ставить с 1907 года. Читатели думали, что имеют дело с иностранным автором.
До 1910 года А.Грин трижды попадал под арест. Потом сослан в Архангельскую области.
И здесь ему «на свежем воздухе» хорошо пишется. Грин создаёт ряд романтических произведений. В них формируются черты той вымышленной страны, которую позже критики назовут «Гринландией».
По причине конфликта с властью Грин до февраля 1917г. жил в Финляндии. Вернулся в Россию, был призван в Красную армию, служил связистом. Заболевает сыпным тифом, освобождается от службы, приезжает в Петроград. При содействии Максима Горького Грину удалось получить академический паёк, жильё – комнату в знаменитом «Доме искусств» на Невском проспекте, 15. Здесь он и написал свои «Алые паруса».
С началом НЭПа в частном издательстве Грин опубликовал книгу «Белый огонь». Писатель включил в неё и свой любимый рассказ «Корабли в Лиссе». В 1924 году появился роман «Блистающий мир».
На полученные гонорары Грин с женой съездили в Крым, продали квартиру в Ленинграде, переселились в Крым, купив квартиру в Феодосии.
В Феодосии пишет роман «Золотая цепь», заканчивает «Бегущую по волнам», издаёт романы «Джесси и Моргиана» и «Дорога в никуда».
В 1927 году частный издатель Л.В. Вольфсон начинает издавать 15-томное собрание сочинений Александра Грина. Но после выхода 8 тома Вольфсон арестован ГПУ. НЭП свёрнут. Пришёл конец и публикациям Грина.
Страдавший и прежде запоями, писатель снова впадает в эту болезнь. Жена продаёт квартиру в Феодосии и покупает более дешёвое жильё в Старом Крыму. Семья нищенствует.
Грин просит в Союзе писателей выделить ему пенсию. Однако в 1930 году на заседании Союза выступает известная писательница и педагог (!) Лидия Сейфуллина (1889-1954):
«Грин – наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!»
Вот тогда он стал умирать. Это слова жены Грина Нины Николаевны.
И Грин умер. От рака желудка.
Его вдова оставалась с тяжело больной матерью на оккупированной немцами территории. Была угнана на работу в Германию. Поверила сталинским обещаниям и вернулась в СССР из американской зоны оккупации. Получила 10 лет лагерей. Отбывала наказание на Печоре.
После реабилитации долго билась с председателем исполкома Старого Крыма, к которому отошёл дом Грина. Он его использовал как сарай и курятник.
Уже после смерти Нины Николаевны только в 1970 году общественность добилась открытия музеев Александра Грина в Старом Крыму и в Феодосии.
Такая вот непростая судьба чудеснейшего светлого русского писателя Александра Степановича Грина.
Перечитываю его рассказы и романы с тихим мальчишеским восторгом… в голове проносится: да ведь это я видел, это со мной, это точно было и это останется…
На мой взгляд, его творчество привлекает тем, что возвращает нам в монотонной (некоторые говорят – стабильной) жизни ощущение мира как чуда, жизни как приключения... Грин нам говорит: не думайте, что все острова открыты. Есть острова, на которых ещё нет мобильной связи и макдональдсов...
Среди всех прочитанных мной книг разных авторов лучшие гриновские тексты - самые стимулирующие, самые вдохновляющие, зовущие к странствиям и поступкам.
Возможно, чтобы забыть о советской или вятской реальности Александр Грин и придумывал такие яркие пейзажи, а сюжеты такие динамичные, что его проза воспринимается как счастливый и памятный с детства сон.
О Грине очень точно сказала Новелла Матвеева:
«Понять, что Грин гениальный писатель, - полдела. Грин - полезный писатель. Он ничему вас не учит, но делает с вами что-то, дающее иммунитет от всякой подлости - чужой и, что особенно важно, своей...»
Александр Грин - писатель, которого следует вместе с лекарствами давать больным детям...
Его книги дают жизненный концентрат счастья...
Думаю, в России мы его заслужили... Прекрасный писатель!