Найти тему
Марат

Велозаезд по карельскому сегменту Тур Юнайт. День 1. Старт из Сортавалы

Пройдено 102 км с суммарным набором высоты 1200 м

Трек: https://www.strava.com/activities/3678453384

Выбор как провести отпускные три недели послекарантинного лета 2020 произошел спонтанно. Последние 7 лет все мои отпуска в теплое время года я проводил в велопоходах разной сложности и продолжительности. И в этот раз вопрос о том, как провести это лето не стоял. Конечно же в велопутешествии. Колебался между хорошо знакомым Крымом и совершенно новым для меня маршрутом одного из сегментов Tour Unite. Если вы читаете эту статью, то скорее всего знаете о чем речь. А если нет, рекомендую посетить официальный сайт гонки https://tourunite.ru/., где очень много действительно полезной информации.

Сегмент Сортавала - Конаково был выбран мной как относительно простой и безопасный, хорошо изученный и не единожды пройденный другими спортсменами и велотуристами.

Плюс к этому простая логистика до места старта. Из Санкт-Петербурга до Сортавалы курсирует Ласточка. Это удобно, быстро и недорого, но есть проблема - вагоны не оборудованы стойками под велосипед как например на МЦК в Москве, а значит официально разрешается провоз велосипеда только в подготовленном виде. У меня был с собой чехол, которым я пользовался для перевозки своего вела в самолете.

Поезд отправляется в 6 утра из Финляндского вокзала.

Почти все 4 часа пути проспал, поскольку поздно уснул накануне в гостинице и был очень ранний подъем.

По прибытию к 10 утра начал сборку велосипеда прямо на перроне.

ЖД Вокзал Сортавалы
ЖД Вокзал Сортавалы

В это же время к отправлению готовится ретро-поезд с самым настоящим паровозом и проводниками в ретро-униформе. Только маски с перчатками немного портят исторический колорит.

«Рускеальский экспресс» – ежедневный туристический ретропоезд на паровозной тяге, курсирующий по маршруту Сортавала – Горный парк «Рускеала» – Сортавала. (rzd.ru)
«Рускеальский экспресс» – ежедневный туристический ретропоезд на паровозной тяге, курсирующий по маршруту Сортавала – Горный парк «Рускеала» – Сортавала. (rzd.ru)

Через 20 минут уже готов выезжать в сторону центра города, к причалу на стартовую точку. Но сначала первое фото велосипеда в этом походе. Впереди предстоят сотни аналогичных.

Готов к старту.
Готов к старту.

На выезде с вокзала вижу еще один паровоз. такой же как на рускеальском экспрессе, только памятник.

Паровоз Эр 788-81 был построен в 1953 году. Установлен на постамент в городе Сортавала 8 июня 2015 года во время празднования юбилея республики.
Паровоз Эр 788-81 был построен в 1953 году. Установлен на постамент в городе Сортавала 8 июня 2015 года во время празднования юбилея республики.

Расстояние до центра и стартовой точки составляет 2 км если ехать по кратчайшему пути по мосту через озеро с труднопроизносимым названием оз. Ляппяярви. В переводе с финского языка Ярви (järvi) - озеро. Впереди таких забавных (на мой слух) финских топонимов десятки на всем маршруте по Карельскому перешейку.

оз. Ляппяярви
оз. Ляппяярви

По пути затарился продуктами в Пятерочке и Магните, а на почте отправил велочехол домой, чтобы не везти с собой лишний килограмм .

Никуда не тороплюсь, решил сначала немного осмотреться вокруг. Город маленький, всего 20 тысяч населения. Типовые советские пятиэтажки чередуются с симпатичными историческими зданиями. Атмосфера спокойная и уютная, много зелени и мало людей на улицах.

Пешеходная аллея в центре Сортавалы.
Пешеходная аллея в центре Сортавалы.

Пообедал в местной столовой. Взял с собой немого выпечки и пирожков. Неспеша выкатился к городскому причалу - начальной точки маршрута и официальному месту старта гонки Tour Unite. Отсюда можно на теплоходе уплыть на о. Валаам или еще куда-нибудь.

Cразу привлек к себе внимание огромный гранитный валун. "Камень желаний" - местная достопримечательность. По легенде, если закрыв глаза положить на него правую руку и загадать желание, то оно обязательно сбудется (но это не точно).

Камень Желаний
Камень Желаний

Наконец, в час дня выхожу на маршрут. Трек ведёт обратно в сторону вокзала, откуда я приехал, но уже не через мост, а в объезд озера.

Первые метры маршрута. Объезд правее озера.
Первые метры маршрута. Объезд правее озера.

Через 2,5 километра выезжаю на Выборгское шоссе с узкой бровкой и с достаточно умеренным потоком машин.

-12

Ну и куда же без таких фото!

-13

Отличное настроение. Люблю это чувство приятного волнения на первых километрах большого путешествия, когда вся морока со сборами и транспортировкой себя и велосипеда уже позади. Предвкушение чего-то нового - эмоций, людей, мест. Чего-то волнующего и неизведанного, жажда приключений. Еще и идеальная погода подкручивает градус эмоций вверх.

-14

В таком настроении 5 км трассы пролетели мгновенно и вот - левый поворот и начало гравийно-песчаного проселка. Коротко - гравийка. В разговорной речи устоялось именование для таких дорог - грейдер. Я сам использую это слово, хоть оно и не совсем корректно, поскольку грейдер - это дорожная техника. Сегодня да и, пожалуй, на всем сегменте Сортавала - Конаково именно гравийные дороги будут преобладать в процентном соотношении с грунтовками и асфальтом.

Качество покрытия вызвало смешанные чувства. В целом норм, не заносит, но есть стиральная доска, поэтому немного потряхивает.

Подспустил давление в шинах до 2,5 бар спереди и 2.8 сзади. Почему именно такое? Не знаю, просто приблизительно решил так. Думаю, можно было еще больше скинуть. Моих 47 мм покрышек не хватает для плавности. Рекомендуемые организаторами заезда 2,25 дюймовые покрышки (лучше бескамерно) здесь были бы гораздо уместней.

Часто проезжавшие машины оставляли пылевой туман после себя, медленно рассеивающийся из-за отсутствия ветра. Сказываются выходные дни - много местных едут отдыхать на озера.

-16

Уже через 1 км дорога выходит к пляжу с многочисленными отдыхающими. Пляж маленький и неухоженный, зато близко к городу. Людям нравится.

Сегодняшний маршрут так или иначе петляет вдоль Выборгского шоссе, периодически пересекая его или проходя по нему небольшими отрезками.

Через 2 км после пляжа гравийка поворачивает на налево, а мне нужно направо на грунтовку.

-18

После трясучего и пыльного грейдера 2 км укатанной грунтовки как глоток свежего воздуха, несмотря на имеющиеся грязевые участки.

-19

Вокруг живописные леса и поля, аура спокойствия умиротворения.

После садового товарищества дорога превращается в асфальт

и через пару км возвращает меня снова на трассу. Короткий отрезок в 500 м и сворачиваю направо на очередной большой крюк в 20 км по грейдеру в обход шоссе через озеро Лавиярви и одноименную деревню. Быстро его преодолел и вышел снова на шоссе, по которому 8 км до очередного поворота направо к поселку Метсямикли, где можно полюбоваться на мини-водопад.

Ухожу с асфальта на очередной грейдер, по которому 8 км до следующего поселка. Несмотря на столбы пыли от изредка обгоняющих машин и единичные заносы на песке, дорога в целом понравилась. Тряска несильная и красота вокруг.

В поселке Парконмяки купил в магазине воды и сразу выдвинулся в сторону пос. Хуухканмяки, до которого всего пару километров по лесной грунтовке с многочисленными подтопленными заболоченными участками возле озера Пайкъярви, которые удавалось обходить с большим трудом. Отрезок хоть и короткий, но очень неприятный и занял неожиданно много времени.

Хуухканмяки (пер. "Гора филина") - уютный поселок в сосновом бору, в котором расположен одноименный музейный комплекс.

Бывший военный городок Хуухканмяки (гора Филина), названный так по одноименной скале. В 1943-1944 годах в ней размещался резервный командно-штабной пункт финской армии. В естественных гротах было оборудовано мощное убежище, практически незаметное снаружи.

Поскольку я отправился в это путешествие спонтанно и не подготовился должным образом, то и не знал заранее про этот музей . Место судя по всему очень интересное и стоит, чтобы посетить его. Но до закрытия остается мало времени и не без сожаления еду дальше в г. Ландепохья, что в 5 км отсюда.

В Ландепохье докупил воды и бананов на сегодняшнюю ночевку и завтрашний день. Долго не задерживаясь, выдвинулся дальше.

На выезде из города сворачиваю на очередной пыльный грейдер. Едется трудно. Дорога рыхлая, протектор моих Schwlabe marathon mondial плохо справляется с такими покрытиями. Плюс ко всему холмистый рельеф с его постоянными спусками и подъемами. Небольшие - в пределах 15 метров, но выматывают не хуже гор Крыма или Кавказа. Плоских участков почти нет. Мимо регулярно пролетают машины, поднимая пылевой туман.

Накопившуюся за день усталость компенсируют потрясающая красота карельской природы и желании быстрее попасть к планируемому месту ночевки на острове Койонсаари. Но перед этим еще одна интересная точка маршрута в 12 км от Ландепохьи сразу за поселком Лумиваара - заброшенная финская католическая церковь Кирха, построенная в 1935 году и довольно хорошо сохранившаяся. Рядом расположено братское кладбище финских воинов, погибших в боях в 1939-1944.

Уже позже узнал, что кирха открыта для прохода внутрь, где можно полюбоваться неплохо сохранившимся интерьером и поглядеть на фреску с изображением Христа.

Время уже 22 часа, но светло почти как днем. В полной мере ощущаю прелесть северного лета с его белыми ночами.

Грейдер после Лумиваары.
Грейдер после Лумиваары.

Через 6 км сворачиваю с грейдера на лесную каменистую грунтовку. Удовольствие от езды в сравнении с предыдущей дорогой насравнимо выше. Едется легко и быстро с небольшим сбросом высоты прямо к Ладожском озеру.

Приятная лесная двухколлейка.
Приятная лесная двухколлейка.

10 км до поселка Ихоярвенкюля тянутся долго, чувствую усталость, но приходится быть постоянно на стреме от возможной встречи с медведями, чьи следы и продукты жизнедеятельности щедро разбросаны по пути.

Немного разнообразия придал асфальт до и после поселка.

-29

Любуюсь сумеречными пейзажи, встретил милую собачку, которая с интересом изучала мой двухколесный транспорт.

Через 4 км еще один поселок Терву, расположенном на Ладожском побережье.

Уже полночь, а до Койонсаари еще 5 км.

-32

Замечаю на карте после поселка отворот к берегу и обозначенное место для лагеря. Сворачиваю туда.

-33

и встаю на уютной площадке посреди сказочного соснового леса. Закончил сегодняшний маршрут на красивой цифре в 100 пройденных километров.

Фото сделано утром следующего дня.
Фото сделано утром следующего дня.