Найти тему
Библио-лаборатория

Суперагент в космосе - динамичный триллер от Эрика Фрэнка Расселла.

Роман Эрика Фрэнка Расселла «Оса» - отличный пример того, как написать шпионский боевик, не заморачиваясь на изучение исторических документов, и встраивание сюжета в какую-то конкретную страну и эпоху. Можно просто взять и выдумать и то и другое. И не подумайте, что я каким-то образом ставлю это в упрек Расселлу - отнюдь, поместив героя и декорации романа в полностью вымышленный мир (Земля, Империя Сириуса, будущее, межпланетная война), Расселл лишь развязал себе руки — и книга получилась отличная.

Израильский спецназовец тут, в общем-то, не при чем, но фотка эффектная
Израильский спецназовец тут, в общем-то, не при чем, но фотка эффектная

Сюжет, в общем-то, прост и незатейлив как грабли. Война условных «хороших» и условных «плохих» (причем плохих численно очень сильно больше). «Хорошие» - в нашем случае Земля — решают применить особую тактику «ос», для чего по ускоренной программе готовит специалистов-диверсантов. После чего главного героя, снабженного массой полезных «штучек» (Бонд бы обрыдался от зависти) забрасывают на одну из планет противника, где тот приступает к своей подрывной деятельности, последовательно расшатывая устои местной политической системы.

Роман написан в 1953 году, и сейчас его многие упрекают в поверхности сюжета (да и раньше упрекали). Излюбленный аргумент критиков — что в реальной тоталитарной империи главного героя непременно изловили бы еще в самом начале его диверсионной карьеры. Честно говоря, спорить с этим сложно, но вот какая штука — читая книгу, совершенно об этом не задумываешься, настолько ярко и динамично она написана. Совершенно очевидно, что Расселл не ставил перед собой глобальную задачу во всех неприглядных и, прямо скажем, довольно специфичных подробностях описать принципы работы нелегальных диверсантов. А хотел он просто написать хорошую остросюжетную книжку, которая читалась бы на одном дыхании.

Как всегда, из-за невразумительности обложек переводных изданий пришлось брать оригинал
Как всегда, из-за невразумительности обложек переводных изданий пришлось брать оригинал

Литература на «шпионские» темы в то время была очень востребована. Как раз в 1953 году выходит (с большим успехом) первый роман Яна Флеминга о Джеймсе Бонде - «Казино Ройяль», но даже без него индустрия «шпионского романа» уже стремительно набирала обороты. Стоит ли удивляться, что кто-то адаптировал ее и для фантастики? Нам остается только радоваться, что это сделал такой мастеровитый писатель, как Эрик Фрэнк Расселл.

Интересно, что, вдохновившись «шпионским» антуражем романа, многие критики (причем почему-то особенно современные) начали старательно высматривать параллели между Сирианской Империей и СССР, каким тогда рисовала его западная пропаганда, что, по-моему, совершенно притянуто за уши. В качестве доказательства приводят даже «созвучие названий»: Сирианский/СССР. Вы слышите здесь какое-то очень явное созвучие? Если да, то вот вам другое, на этот раз действительно совершенно умышленное. Жуткая тайная полиция сирианцев в романе называется Кайтемпи, а не менее жуткая военная полиция Японии времен Второй Мировой войны называлась Кэмпейтай. Сгодится?

-3

Если же отвлечься от политического занудства и не придираться к протоколам оперативной работы, то у нас в руках окажется отличный, динамичный шпионский триллер, наполненный секретными операциями, бандитами, перестрелками, агентами охранки и лишь изредка — буквально пару раз — помощью военно-комических сил Земли в качестве промежуточного «бога из машины» - или «рояля в кустах», как вам больше нравится. И читается она действительно «на одном дыхании» (тем более, что размерами это далеко не чудовищный 800-страничный кирпич, какие нынче в моде у многих фантастов).

В общем, любителям приключенческой литературы — однозначно рекомендуется!

Понравился обзор? Поддержите канал — лайком, комментарием, подпиской! И обязательно возвращайтесь — будет интересно, обещаю!