Магический реализм, сюрреализм, фантасмагория, современная сказка для взрослых — какие только ярлыки не вешали критики на роман «Последний сон разума», чтобы заполучить хоть какую-то точку отсчета для привычного построения логичных и исчерпывающих теорий. Какая жалость, что любая логика начинает пробуксовывать уже на первых страницах книги.
Творчество Дмитрия Липскерова — одно из тех противоречивых литературных явлений, которые не могут никого оставить равнодушным. Бурное неприятие или откровенный восторг — как правило, реакция на него мечется квантовым эмоциональным метрономом, минуя все промежуточные варианты между этими двумя состояниями. В полной мере это относится и к роману «Последний сон разума».
Как вы, наверное, уже догадались, мое квантовое состояние относительно книги — восторженное ошеломление. Откровенно говоря, я и не подозревал, что в российском литературном пространстве могут существовать (пользоваться спросом) столь необычные и самобытные произведения. Я говорю так не из стремления как-то принизить российский литературный процесс - просто традиции даже простого магического реализма не слишком прижились на бывшей одной шестой части суши, роман же шагает далеко за пределы изящного легкого манипулирования реальностью, свойственного магическом реализму.
История грустной (так и хочется сказать — зря прожитой) жизни старого продавца рыбного отдела поначалу разворачивается неспешно, тоскливо, серо, и ты даже задумываешься — а зачем вообще было писать целый роман с таким, в сущности, малоинтересным сюжетом? Но стоит перелистнуть еще несколько страниц, и, мимоходом окунувшись в страшную трагедию юности главного героя, потерявшего любимую и фактически - смысл существования, читатель неожиданно оказывается втянут в сюрреалистический круговорот совершенно непредсказуемых и до боли ярких событий.
«Последний сон разума» - это мир, в котором душа главного героя, Ильи Ильясова и его давно погибшей возлюбленной кружатся в гипнотическом хороводе сюрреалистической реинкарнации, пытаясь дотянуться друг до друга, воплотить в реальность мистическую субстанцию своей пронесенной сквозь время и смерть любви, и раз за разом оказываются разбитыми, разметанными угрюмой фантасмагорией равнодушия, цинизма и жестокости. В этом мире участковый становится проводником-психопомпом для каждого нового перевоплощения возлюбленной Ильи, младенцы вылупляются из икринок и становятся взрослыми в три дня, а люди превращаются в деревья. В этом мире возможно все, а недоступно — еще больше.
В какой-то момент может показаться, что в романе слишком много бытовой гнусности и «чернухи», но это не так. Для Липскерова «чернуха» играет ту же роль, что уголь для талантливого художника, позволяя игрой света и тени передать не только тмьу и ужас, но и самые светлое, самое чистое. Своего рода «кьяроскуро» в литературном исполнении, и тем не менее Липскерову удается черно-белой палитрой рассказать куда больше, чем многим всеми возможными цветами и оттенками. Ведь в конечном счете «Последний сон разума» - это книга о любви и о том, что любовь способна преодолеть даже главного врага - смерть.
Неважно, наполнена ли наша жизнь самой любовью, а, может, лишь только ее ожиданием или воспоминанием о когда-то состоявшейся любви — что еще может придать это самой жизни смысл?
И пусть от этой жизни остался лишь последний сон разума перед окончательной точкой, расстояние до этой точки все равно будет определять она — любовь.