Найти тему

Смертельные черви могут прятаться незамеченными годами

Хорошая приманка приходит к червям, которые ждут ...

В морях Индонезии скрывается грозный хищник с челюстями, окаймленными острыми как бритва шипами. Несчастные рыбы - даже сами хищники на охоте - не могут убежать, если их схватят. Щелчок его челюстей настолько внезапен и жесток, что добычу можно мгновенно разрезать пополам, как если бы она была убита бионической морской гильотиной.

Океаны кишат грозными хищниками, но в этом есть что-то особенно странное: это не умные головоногие (осьминоги и каракатицы), сложные китообразные (дельфины и киты) или мономаниакальные эластожаберные (акулы и скаты).

Это червь.

Точнее, полихеты, класс щетинистых червей, обитающих в океанах (а иногда и на суше), которые представляют собой мир, отличный от повседневных извивающихся кольчатых червей, которые мы встречаем в наших океанах.

Червь Bobbit - один из самых грозных хищников Индонезии. © Kanyhun / Imazins / Getty
Червь Bobbit - один из самых грозных хищников Индонезии. © Kanyhun / Imazins / Getty

Морские черви совсем не скучные, они сильно отличаются от дождевых червей - они бывают самых разных форм и цветов и обитают в самых разных средах обитания», - говорит Джоана Занол, адъюнкт-профессор кафедры беспозвоночных животных Федеральный университет в Рио-де-Жанейро.

«Я начал изучать их эволюцию еще будучи студентом, глядя на их филогенетические деревья - я был очарован их явным разнообразием. Вот так я оказался в ловушке странных животных ».

А червь Боббит ( Eunice aphroditois , также известный как песчаный ударник) - один из самых странных. Достигая 3-х метров в длину, хищник-засадник зарывает свое длинное тело в песок, оставляя только торчащие части рта. Ночью он расправляет челюсти и пять усиков… и ждет. Любое незадачливое животное - будь то рыба или креветка, улитка или кальмар - которое запускает чувствительные антенны, немедленно подвергнется нападению со стороны пары челюстей на конце радужной сегментированной трубки.

Прозвище «Боббит» может относиться к множеству крупных червей-евницид, которые по образу жизни и внешнему виду вырезаны из одной ткани: они прячут свои длинные тела в камнях, кораллах или осадках и устраивают засаду на добычу ночью. Но классический «червь Боббита» - это E. aphroditois . Хотя биологи знают о нем с 1790 года, зловещее прозвище это существо получило в полевом справочнике 1996 года в связи с Джоном и Лореной Боббитт .

Для такого пресловутого и харизматичного животного червь Bobbit встречается очень редко. © Атезе / Гетти
Для такого пресловутого и харизматичного животного червь Bobbit встречается очень редко. © Атезе / Гетти

Эуницидные черви настолько неуловимы, что могут годами ускользать от обнаружения в аквариумах, если они случайно завезены молодыми и живут внутри кораллов или скал. Там они могут комфортно спрятаться днем, выбравшись на ночь за рыбой. Было много случаев, когда рыба таинственным образом исчезала из аквариумов за годы, даже десятилетия, до того, как были обнаружены черви.

В 2013 году сотрудники Maidenhead Aquatics в Уокинге, графство Суррей, обнаружили метрового червя , который, по их оценке, оставался незамеченным в резервуаре в течение 10 лет. Еще более крупный червь был обнаружен в 2009 году в аквариуме Blue Reef Aquarium в Ньюквее, который пожирал рыбу и даже отрывал кусочки кораллов от рифовой установки аквариума; сотрудники прозвали его «Барри». Еще дальше в 2009 году на швартовном плоту в рыбацкой гавани Сето в Японии был обнаружен 3-метровый червь - один из крупнейших когда-либо обнаруженных экземпляров.

Тайная охота в аквариумах способствует красочным новостям, но способность этих червей преодолевать большие расстояния, будучи еще маленькими, особенно на стадии личинки, когда они, вероятно, подвешены в толще воды, а не закопаны в песок, означает, что они возможность распространения по всему миру.

«Другие многощетинковые черви стали инвазивными видами при транспортировке в балластной воде или при торговле аквариумами, поэтому черви Bobbit потенциально могут нанести большой урон, если станут инвазивными видами таким же образом», - говорит Аня Шульце, доцент кафедры морской биологии. Отделение Техасского университета. «Но мы просто не знаем, потому что в целом мы так мало знаем о животных».

Мы не знаем, как размножаются черви, почему они имеют радужную окраску, как долго они живут, как быстро растут, всегда ли маленькие черви моложе больших, сколько существует различных родственных видов, каково их распространение или как они в изобилии. О таком известном червяке нам пока известно очень мало.

«Отчасти причина в том, что с ними нелегко экспериментировать в лабораторных условиях: вырастить личинок и вырастить их до половозрелого возраста непросто», - говорит Шульце. Так что пока их воспроизведение остается загадкой - несмотря на наводящее на размышления прозвище.

Занол говорит, что в идеальном мире у нее была бы возможность вырастить их в лаборатории, секвенировать ДНК как можно большего количества полевых образцов, использовать эти данные для определения истинной формы генеалогического древа, а затем использовать их для понимать глобальные закономерности распространения - например, работу, которую она проводила над другими родственными червями более десяти лет.

Пока это не произойдет, им будет предшествовать их устрашающая репутация разделителей рыбы пополам.

… И если этого было недостаточно, чтобы вас напугать, в прошлом году шведские биологи в журнале Nature открыли старейшего известного в мире «червя Боббита»: вымершую окаменелость гигантского многощетиного червя возрастом 400 миллионов лет, которую они назвали Вебстероприон armstrongi, челюсти которого в несколько раз больше, чем у нынешних «червей Боббита». Он не принадлежит к тому же семейству, что и современный E. aphroditois , а находится в родственной ветви генеалогического древа гигантских червей.

«Поскольку единственные части тела червя, которые имеют тенденцию к окаменению, - это челюсти, мы, заядлые ботаники, сосредотачиваемся на них, потому что они содержат ключи к разгадке эволюционной истории всех червей», - говорит профессор Матс Эриксон из литосферы и биосферы Лундского университета и ведущий автор исследования.

«Честно говоря, я не большой поклонник живых форм червей - они интересны, но я также считаю их отвратительными - так что в некотором смысле мне повезло, что я палеонтолог. Эти гигантские вымершие черви давно умерли и обратились в камень ».

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )