Это полочники. Трехполосные. Большие. Если поставить на пол, можно и напольниками назвать. Но зачем такого размера? На рынке полно заметно более скромных по габаритам АС полочного типа. Но тут, как в известной фразе: «размер имеет значение». И главное, что зависит от размера – это бас. С физикой не поспоришь – чем больше линейные размеры акустической системы, тем проще ей воспроизвести нижние частоты.
Конечно, в условиях обычной квартиры имеются очевидные ограничения по приемлемому размеру акустических систем. Каждый делает свой выбор, соотнося его с необходимым уровнем и качеством баса. Кроме того, из одного и того же объема можно извлечь весьма разное количество и качество низких частот.
Основные два типа акустического оформления, чаще всего используемые в современных акустических системах – закрытый и фазоинверторный. Фазоинверторный представляет из себя резонатор Гельмгольца – корпус с отверстием, в котором имеется труба, настроенная на определенную частоту. Преимущества фазоинвертора состоят в том, что сравнительно небольшой корпус может обеспечить воспроизведение заметно более низких частот, чем если бы этот же корпус не имел бы в отверстий. Но ничего не бывает даром. Расширение НЧ за счет резонансного оформления имеет и свои недостатки. Растет, в том числе, групповое время задержки, искривляется фаза, ухудшаются импульсные характеристики. Неискушенному в технических вопросах аудиолюбителю это мало что скажет, однако в сравнении с закрытым ящиком это, конечно же, слышно. Ко всему прочему, нужно отметить относительную сложность настройки данного оформления.
Да, правильно настроенные фазоинверторные АС могут звучать очень хорошо. Но производители, особенно в бюджетных моделях, часто отдают предпочтения формально более глубоким НЧ в ущерб их качеству.
В отличие от фазоинверторного типа корпус АС в закрытом оформлении герметичен, а динамик работает только на внутренний объем. Воздух, находящийся внутри работает как пружина, возвращая динамик в исходное положение. Заметным преимуществом является то, что ЗЯ не требует точной настройки. Основные усилия при его постройке будут сводится к обеспечению жесткости корпуса. И в расстановке в комнате эти АС данного типа проще: в отсутствие фазоинвертора меньше шансов поймать резонансы помещения, так называемые «моды». Да, ЗЯ звучит не так глубоко, как ФИ. Но зато насколько точнее! Именно поэтому есть много поклонников такого типа АС. Разработчики Arslab Superb выбрали именно второй вариант – закрытого оформления. И не прогадали. Но обо всем по порядку.
Как я уже говорил, Arslab Superb – достаточно большие полочники. И весят по взрослому, около 30 кг каждая АС. Слишком много веса для качественного баса не бывает. Корпус — изготовлен из толстой финской фанеры, передняя панель из МДФ. Сочетание разнотипных материалов, как известно позволяет дополнительно гасить вредные вибрации. Этой же задаче служит и глубокое внутреннее демпфирование с помощью битумных листов (вот он откуда дополнительный вес) и вспененного наполнителя.
Высокочастотный динамик – 30 мм в круглом рупоре, среднечастотный – 170 мм, басовый – 270 мм с бумажным диффузором на резиновом подвесе. Классическая трехполоска с симметричным расположением динамиков по вертикальной оси. Особое внимание при сведении акустики уделялось фазовой согласованности, отбору комплектующих фильтра. Во внешний мир фильтр смотрит клеммами 0708 Cu Nextgen компании WBT.
Возможны четыре варианта отделки: черный ясень, дуб, темный орех, макассар.
Прослушивание.
Усилителем выступил уже знакомый Denon PMA-1600NE. В прошлом тесте – с полочными ELAC Debut B6.2 – он был совсем свеж из коробки и не прогрет, и это было слышно. Сейчас, спустя не один десяток аудиочасов работы, совсем другое дело. Аппарат вышел на штатный уровень звучания.
Источник – CD-проигрватель Cambridge Аudio Аzur 851С.
Кабельная обвязка – Nordost Blue Heaven.
Помещение – шоурум Аудиомании 100 кв.м. Размещение системы по длинной стене.
И вот тут возник первый интересный момент. Долго не мог определиться, с какой точки слушать Arslab Superb. С одной стороны, речь о полочной акустике – в большом помещении интуитивно садишься поближе, в вершину классического равностороннего треугольника – чтобы акустика «не потерялась» в большом помещении. Обычно, так можно услышать больше деталей с учетом большего процента первичного излучения, поступающего к слушателю.
Однако отсев подальше к стене и чуть поддав жару усилителем, ощутил, что в дальнем поле-то раскрывается о-го-го какой масштаб! «Полочники» и не думали теряться, а развернули во взаимодействии с помещением такую сцену, что было решено продолжить прослушивание с этой точки.
А.Пьяццолла, Inverno Porteno. Люблю звук закрытых ящиков за четкий бас, пусть и в ущерб самых низких частот, но в Arslab Superb не чувствуется недостатка баса. При этом контрабас не раздут, именно такой, как нужен.
Фортепиано – чисто, ровно, прозрачно. Звучание масштабное, звук разливается по помещению без намека на какие-либо перегрузки. Акустика хорошо проявила себя в 100-метровом помещении, при добавлении громкости, деградации качества звука не наблюдалось.
Треуголка – запись повышенного качества специальным образом проведен мастеринг. Большой динамический диапазон. И акустика продемонстрировала, что макродинамические перепады ей по плечу.
Сцена! Очень широкая и глубокая – послушайте запись в аудиоприложении к этому обзору. Резкие контрасты – хлопки и вокал, трещетки, барабаны в одной записи – все это хороший тест для акустики. И Arslab Superb его замечательно проходит.
Led Zeppelin, Since I’ve been loving you. Металлические струны, вокал объем. Стало понятно, что акустика играет хорошо и музыку рокового направления. И следующие записи это подтвердили.
ZZ Top, Blue Jeans Blues – шикарнейший блюз. Да, кому-то наверняка на роке захочется больше баса. Но, кто-то отдаст предпочтение точности.
В связка с Denon PMA-1600NE замечательно передает пластику блюза, гитарного соло, система затягивает в свой ритм. Этот комплект удачно спелся.
И обязательно послушайте, как звучит вокал и гитара Nazareth (Heart’s grown cold) – получите массу удовольствия.
Снова к классике. Часто один из основных вопросов к полочникам – способность играть что-то кроме малых составов. Попробовал более сложные формы. Г.Ф.Гендель, органные концерты в исполнении Саймона Престона – замечательно. То что было услышано на «Треуголке» подтвердилось. Орган передается масштабно. Да, эта акустика всего лишь полочная и серьезным напольным АС уступит по глубине низких частот. Но качество имеющегося баса заткнет за пояс очень многие напольники заметно более высокой ценовой категории. Никакого фазоинверторного бубнежа.
Н.Порпора, арии в исполнении Ф.Жарусски притягательны. Тембры металлические и деревянные инструментов натуральны, узнаваем материал, из которого они сделаны.
Arslab Superb достаточны универсальны и самодостаточны. Стоит отметить, что универсальность – весьма редкая для акустических систем черта, как бы странно это не звучало. Когда кто-то просит совета с выбором акустических систем, обычно первым делом задаешь вопрос «Что слушаем?» – рок, классику, металл, джаз, вокал и т.п., а затем подбираешь вариант лучше других справляющийся с данным жанром. Но вот с Arslab Superb поймал себя на мысли, что эти АС на удивление с одинаковым желанием играют разную музыку. Универсальность – их особая черта. А широкая сцена, способность играть большие составы и качественный бас делают Arslab Superb весьма конкурентным продуктом. Может быть, хотелось бы большей прозрачности в звучании в целом, но это была бы уже совсем другая стоимость.
Автор обзора: Вячеслав @Staudio
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!
Читайте новости и обзоры аудио на Soundex.ru