Сегодня к нам заглянул неутомимый массовик–затейник Жан Карклиньш, который летом выступает в роли морского царя Нептуна, а зимой непременно изображает Деда Мороза. Кроме того, на протяжении долгого времени он принимал неизменное участие в традиционном предновогоднем праздничном забеге Santa Fun Run & Walk, который обычно стартовал на Домской площади и проходил вокруг Старой Риги.
Однако в этом году веселые старты, к сожалению, отменили. Что вполне объяснимо: ведь на это массовое мероприятие обычно записываются сотни переодетых Санта–Клаусов — от мала до велика. Плотность на квадратный метр такая, что ни о какой социальной дистанции не может быть и речи. Итак, как сегодня живет сказочный рижанин?
Сын красного латышского стрелка
— Жан, откуда у вас такое необычное имя?
— Вообще–то меня зовут не Жан, а Жанис, — улыбнулся наш гость. — Так меня назвали родители. Впрочем, когда я работал в школе учителем физкультуры, то привык, что меня звали Жаном Яновичем.
Что интересно, никакой клички у меня не было. Просто кричали: «Атас, Жан идет!» Наверное, само имя навевало страх на детишек. (Улыбается.)А мой отец был красным латышским стрелком. Правда, Ленина не охранял.
Он родился в 1888 году, то есть еще в XIX веке. Всегда с гордостью подчеркивал, что родился в Митаве, которая сейчас называется Елгавой. В России он был Иваном Ивановичем, для своих — Жаном Жановичем, а по паспорту — Яном Яновичем.
А моя русская мама Мария Васильевна родилась в 1902 году. Она была бухгалтером. Есть у меня и старший брат Эрик, который родился в 1935 году в Ленинграде. Именно так и говорит. По–другому не признает. Впрочем, он живет в Риге. Ведь после освобождения Риги от фашистов родители переехали уже в Советскую Латвию.
Сам я родился в Риге в 1945 году. Горжусь, что я ровесник Великой Победы. Причем я появился на свет, когда моему отцу, старому советскому коммунисту, было уже 57 лет.
Кстати, мой брат Эрик — ваш коллега, журналист. Работал в легендарной рижской газете «Советская молодежь», а потом во всесоюзном «Советском спорте». Интересно, что у нас с братом день рождения 18 октября, то есть в один день. Представляете?
День рождения на двоих
— Как отметили свой 75–летний юбилей?
— Поскольку мы с братом родились в один день, то я всю жизнь отмечаю у него. Что, конечно, очень удобно. В этом году оба юбилея встретили спокойно. Собрались друзья.
Конечно, все уже старичочки. Как обычно, выпили, закусили, поговорили. Разумеется, понастальгировали о Советском Союзе. А еще меня круто поздравили бывшие ученики из 71–й средней школы.
— А вы сами где учились?
— В 1962 году окончил 35–ю рижскую среднюю школу. Это напротив Латвийской академии художеств. Открою для «7 секретов» большую тайну: в школе меня постоянно колотили, так как я был самым маленьким. На физре стоял в конце строя.
В общем, в ранние школьные годы был забитым и некоммуникабельным. Впрочем, с 1960 года начал активно заниматься велоспортом. А в итоге буквально за один год подрос на целых 20 сантиметров. Сразу стал посмелее.
Потом работал на ВЭФе токарем. Отмечу, что я стал чемпионом Латвийской ССР по велоспорту еще до службы в Советской армии. Срочную проходил с 1965 по 1967 год в Витебске — был радиотелеграфистом 1–го класса.
После демобилизации поступил в Латвийский институт физической культуры. Теперь это уже Академия спорта, откуда все выходят «академиками». Правда, со спортом часто завязывают. А вот я дружу с ним до сих пор.
Хобби и работа совпали
— Как вы стали массовиком– затейником?
— Еще до армии был пионервожатым. Мне понравилось проводить соревнования с детьми. Тогда в моде были различные веселые старты. С 1977 года работал «училкой» физкультуры, как меня называли. Вот тогда и начал водить ребятишек в походы.
Получается, мое хобби и работа совпали. Поэтому я счастливый человек в этом отношении. У меня всегда были действительно веселые старты. А в детстве отец часто водил меня в наш знаменитый Рижский цирк.
Там мне невероятно нравились веселые клоуны. Я и сам хотел стать одним из них. Но, увы, не получилось. Зато всю жизнь развлекаю публику. Мне это очень нравится.
— А когда начали дедморозить?
— Когда сын Андрей еще ходил пешком под стол. А сейчас ему уже 50 лет. Занимается недвижимостью. Время летит быстро! Я тогда взял шефство над классом, в котором учился сын. Вел внеклассную работу, как раньше говорили.
В этом году моим бывшим ученикам из 71–й школы, как и Андрею, тоже исполнилось по 50 лет. Получается, юбилейная дата. Конечно, хотелось собраться вместе. Хотя жизнь всех разметала по земному шарику. Не секрет, что из Латвии многие уехали.
Сейчас кто–то живет в Америке, кто–то — на Кубе, кто–то — в Европе или в России. К тому же грянула пандемия. Рад, что благодаря любимой ученице Наташе Савицкой мы в очень малом составе (было всего четыре человека) встретились этой осенью в баньке.
Надеюсь, что в будущем непременно соберемся в более широком кругу. Ведь школьная дружба самая крепкая и долговечная. Скажем, мой брат до сих пор встречается со своими одноклассниками. Отмечает с ними и дни рождения, и другие праздники. А ведь ему уже 85 лет.
В группе риска
— Вы упомянули пандемию. Наверное, все время сидите в четырех стенах? Прощай, подработка!
— Да, я ведь в группе риска, как и все пенсионеры. Так что праздничные дед-морозовские и прочие забеги пришлось отменить. Заказов нет. К счастью, эта зараза почти никак не повлияла на мой уклад жизни.
Только вот мой любимый бассейн в юрмальском санатории «Белоруссия», к сожалению, закрылся. Так что с плаванием на какое–то время вынужден завязать. Но зато езжу на велике каждый день. Причем в любую погоду.
Все удивляются: кругом снег, а я кручу педали. Мотаюсь и по делам, и для проветривания. Мой стандартный маршрут — в Булдури и обратно. А это 25 километров в обе стороны от моей Иманты.
Езжу и в город. Кроме того, делаю утром зарядку. Ровно 60 минут, то есть один час. И в походы по выходным отправляюсь. Только жаль, что в наших краях больше нет нормального снега.
Ведь зима — мое любимое время года. Всегда вытаскивал лыжи — слаломные, беговые, туристические. А еще санки. Кроме того, люблю погонять в футбол на снегу. Да–да, именно так!
На лодках, на великах и пешком
— Вы упомянули походы. Кого в них берёте?
— Детей из различных рижских школ. Возраст самый разный — от 7 до 15 лет. Вывешиваем объявления, набираем группы. Плюс старые наработки. Сейчас дети ходят в кружки, но им хочется выбраться на природу. В советское время народ увлекался именно туризмом.
Уходящий год как раз запомнился тем, что я много ходил в походы с ребятами. Мы преодолевали расстояния и на лодках, и на великах, и пешком. В районе Сигулды переправлялись по веревкам через речку.
Я лишний раз убедился в том, что в Латвии есть красивейшие места. Не хуже, чем в Швейцарии, Италии или на всяких там экзотических островах. К сожалению, только с правителями не повезло. Больно смотреть на вырубленные леса. Впрочем, это уже отдельная тема.
— Как я понимаю, ваши дети уже взрослые?
— Да. О сыне уже рассказал. Андрей живет в Риге, а вот 38–летняя дочь Светлана Жановна Карклиня 7 лет назад уехала в Америку. Она занималась в «Тодесе» у Аллы Духовой. Ее как лучшую ученицу отправили в Москву.
Света танцевала у Киркорова, Орбакайте, Буйнова. Потом работала на круизных кораблях. Приглашала меня поплавать. Благодаря ей я побывал в Италии, Испании, Франции, Греции. Это были незабываемые круизы. Дважды бывал и в Америке.
Как раз во время одного круиза дочь познакомилась с американцем Эдди. Сейчас они живут в Хьюстоне, в штате Техас. Как известно, там находится космический центр. А дочь родилась 12 апреля, в День космонавтики. Как я шучу, она явно собралась куда–то полететь.
У них уже двое детей. Саманте — 6 лет. А в этом году родился мальчик Майкл. Конечно, хочется увидеть внуков. Надеюсь, слетаю. У них собственный домик. В общем, все хорошо. Света как раз пошла в меня. Ведёт кружок аэробики, занимается с детками хореографией.
— В свое время вы прославились тем, что появлялись на веселых стартах Санта–Клаусов в Старой Риге вместе со своим мохнатым четвероногим другом — длинношерстной таксой. Вас даже называли самой колоритной парочкой.
— Увы, 29 января 2013 года мой Лёпс умер. Ведь ему было уже 14 лет. Он ослеп на один глаз и оглох на одно ухо. Да и бегать практически уже не мог. В последний раз я его нес по маршруту на руках. Он был настоящим любимцем публики.
А сейчас у меня живет белоснежный котик, которого зовут Пыль. Сын подарил. Откуда такая кличка? До него была тоже вся беленькая кошечка Тряпа, которая умерла 4 года назад.
Когда она вылезла из–под шкафа, то была жутко грязная. В общем, как тряпка, всю пыль собрала. Ну а Пыль любит везде пыль подметать. (Смеется.)
Без Снегурочки
— Помнится, вы рассказывали, что ваша Снегурочка — Татьяна, бывшая сотрудница рижского банка, уехала на заработки в Великобританию, где и осталась. Не нашли себе новую внученьку?
— К сожалению, сейчас у меня постоянной Снегурочки нет. В этой связи вспоминается старая загадка: «Чем отличается Дед Мороз от Санта–Клауса?» Ответ такой: «Дед Мороз всегда пьяный и с какой–то бабой, а Санта–Клаус всегда трезвый и один».
Получается, я уже превратился из Деда Мороза в Санта–Клауса. К тому же я действительно трезвенник. Давно уже завязал. А если вспоминать о моем дед-морозовском прошлом, то за всю свою жизнь я сменил не один сказочный костюм.
Впрочем, поначалу наряда у меня как такового не было. В его роли выступал старый тулуп. Я тогда, в 1974 году, решил поздравить сына Андрея с Новым годом. После чего меня пригласили в один детский садик. Там выдали и костюм.
А накануне миллениума купил себе прикид Санта–Клауса. Получается, уже 20 лет ношу. Сегодня я даже не могу выделить какой–то особенный Новый год. Все они были яркими и запоминающимися. Да и как иначе, когда звучит веселая музыка, малыши и взрослые танцуют, водят хороводы, а кругом — подарки.
Помню, мы с детьми вышли на улицу и начали кататься с горок. Причем настоящих, не искусственных. В итоге разодрал штаны. Но продолжал кататься, пардон, с голым задом. (Заливается смехом.)
— Ваши пожелания нашим читателям в новом году?
— Отвечу словами Деда Мороза к детям: в новом году всем желаю успеха, побольше веселого, звонкого смеха, чтобы меньше тыркали кнопки телефонов, а больше гуляли и ходили в походы!
— Благодарю, Жан, что снова заглянули к нам на огонёк. С наступающим!
Читайте другие материалы автора:
Заграничные латыши поучают своих соотечественников
Из Риги в Москву: цена вопроса - 90 000 рублей (1000 евро)
Где сейчас красный платок народной артистки СССР Вии Артмане
Александр Защиринский: когда же начнутся концерты артистов
Скоро в Латвии по-латышски будут говорить только русские
Латыши считают, что Ленин не давал им независимость