Григорий Константинопольский родился в семье учителей, и очевидно, что его очень интересует классическая русская литература. Только классическая она для школьников, а в интерпретации сценариста и режиссера поэма Гоголя становится постмодернистской. Сериал "Мёртвые души" (2020) можно назвать квинтэссенцией постмодернизма, потому что, хотя и очень заметно сходство с "Даун Хаусом" (2001) Романа Качанова, всё же Григорий Константинопольский шагнул дальше и покусился на святое – на политику.
Мы живем в эпоху постмодернизма: это значит, что всё уже было. Было создано, было написано, даже было снято. Однако мастерство современного творца заключается в том, что он не опускает руки, боясь обвинений в неизбежном повторении уже созданного, а умело использует имеющийся материал, смешивает и подает под другим соусом. Вспомните хотя бы знаменитую картину Энди Уорхола "Диптих Мэрилин". За основу художник взял рекламную фотографию для прессы к фильму "Ниагара" (1953), то есть фото было не его авторства, но он сделал из него свое – новое – произведение искусства. Листайте галерею:
Или взять еще одного постмодерниста – писателя Владимира Сорокина. Есть у него пьеса под названием "Dostoevsky-trip", в которой семеро человек принимают некие таблетки и "проваливаются в пространство романа Достоевского "Идиот", став его персонажами". Дальше они уже общаются как Настасья Филипповна, князь Мышкин и т.д. Но мы-то, читатели, знаем, что они под кайфом и что скоро это закончится.
Но мы отвлеклись. Итак, Григорий Константинопольский берет поэму Гоголя "Мёртвые души" (а еще, кстати, "Ревизора" заодно, чтобы два раза не вставать), оставляет имена и фамилии помещиков, просто делает их чиновниками, в кабинетах которых висят портреты то действующего президента РФ, то Салтыкова-Щедрина, меняет бричку, в которую запряжена тройка коней ("птица-тройка"), на BMW 3-й серии, добавляет вдвшников, казаков, Федора Бондарчука, Максима Галкина, Министерство культуры, ЛСД, буддизм и Гребенщикова. Как вам такая смесь? Гремучая! Но вполне рабочая.
Если "Даун Хаус" кажется смешным даже тогда, когда вы не знаете назубок "Идиота" Достоевского (потому что если знаете, то фильм становится смешнее в два раза), то "Мёртвые души" работают, скорее, именно на начитанного и насмотренного зрителя. Очень пафосные речи, всякие странные современному уху выражения вроде "эх, телятина я!" – это все цитаты из Гоголя. Их декламирует не только кучер шофер Селифан, но и другие герои, добавляя в свою речь узнаваемые, уже успевшие набить оскомину (учителя литературы поймут меня и Григория Константинопольского) фразочки: "майский день, именины сердца", "тридцать пять тысяч одних курьеров" и проч. и проч. Насмотренность же нужна, например, чтобы оценить отсылки и юмор в сцене, где Леночка исполняет со сцены песню "Оттепель": эту песню так же томно пела Паулина Андреева, жена Федора Бондарчука, о котором столько рассказывал Чичикову Плюшкин, а происходило это в сериале "Оттепель", где играл тот же Евгений Цыганов. Упоминания расследований Навального, военной деятельности Захара Прилепина и даже предвыборной кампании Байдена – сериал напичкан просто уймой отсылок к нашей действительности.
А какой актерский состав! Мне кажется, эта лучшая роль Тимофея Трибунцева. Я просто не ожидала, что он будет таким Ноздрёвым, таким потрясающим Ноздрёвым! Трибунцев здесь – это что-то. И, конечно, шикарный Алексей Серебряков в роли Плюшкина. Никогда бы не представила его в этой роли, но... Актер просто неимоверной силы, такая глыба, ему подвластно всё. Вообще сцена в библиотеке у Плюшкина – моя любимая. Возможно, еще и потому, что она касается кинематографа: сколько здесь и яда, и иронии, и самоиронии. Для режиссера это всё о наболевшем, поэтому я смеялась вслух, правда (как и на фильме "Глубже!", где тоже о профессии режиссера хорошо рассказывается).
В главной роли Евгений Цыганов, которого я вообще-то люблю, но которого часто обвиняют в малой эмоциональности (нашла вот такой мем и не смогла удержаться, простите).
В общем, Цыганов здесь идеальный Чичиков, который, как мы помним, описывался у Гоголя следующим образом: "Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". Как раз то, что нужно!
Итог. Несколько пугающая смесь Николая Васильевича Гоголя с "Даун Хаусом" и отсылками к политической ситуации нашей страны и мира в целом. Для истинных любителей постмодернизма и тех, кого сильно достала хрестоматийная литература, над которой так и хочется иной раз поиздеваться и посмеяться. Но потом, конечно, вновь с благоговением поставить на полку.
P.S. В сериале есть Александр Петров! Как же без него ;-)