В чем и за что Инквизитор упрекает Христа.
Великий Инквизитор упрекает Христа в том, что тот не представил людям чудо, которое бы явилось им как доказательство существования Бога. Иван Карамазов так излагает своему брату начало монолога Инквизитором, обращенного к вновь сошедшему на землю Христу: «Имеешь ли ты право возвестить нам хоть одну из тайн того мира, из которого ты пришел? — спрашивает его мой старик и сам отвечает ему за него, — нет, не имеешь, чтобы не прибавлять к тому, что уже было прежде сказано, и чтобы не отнять у людей свободы, за которую ты так стоял, когда был на земле. Все, что ты вновь возвестишь, посягнет на свободу веры людей, ибо явится как чудо, а свобода их веры тебе была дороже всего еще тогда, полторы тысячи лет назад». (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы).
Тем самым объясняет, что чудо именно чудо нужно людям и что оно может стать заменой свободной веры. Достоевский проносит через всю поэму понятие свободной веры, на которую нет сил у обычных людей. Людей, которые ждут чуда, ждут прощения всех грехов всевышнем и надеются попасть в иной мир, гарантирующий им посмертное совершенство.
Получается, что Иисус не дает им этой веры, он не подтверждает и не опровергает суть самого существование Бога. Все это из-за того, что Христос более всего дорожил свободой. Он хотел и говорил о том, что каждый человек способен достигнуть счастья, и не просто счастья, а счастья достойного, способен достигнуть вечности. Именно это и ненавистно Великому Инквизитору. Он жаждет лишить людей свободы, отрицая их природу и способность прийти к высшему счастью.
Он упрекает Христа: "Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, - ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою, и прекратятся им хлебы твои". Но ты не захотел лишить человека свободы и отверг предложение, ибо какая же свобода, рассудил ты, если послушание куплено хлебами?" (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы).
То чудо, о котором он так говорит Христу и есть обещание рая, это обещание нести ответственность за все человеческие грехи. Благодаря чему и можно укротить человеческую свободу. Христос хотел видеть, что люди готовы нести ответственность за свою судьбу в этом мире и в другом.
Словами же Инквизитора были даны другие ответы. Он хочет снять с человека бремя ответственности. Он сулит людям счастье, но прежде всего презирает людей, так как не верит, что они в силах вынести бремя свободы, Великий Инквизитор укоряет Христа, что Тот «поступил, как, бы и не любя» людей, любит людей он, Великий Инквизитор, так как устраивает их жизнь, слабосильных и жалких, «все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного». И за кем в итоге пошел бы народ, ведь именно он обещал рай без той безмерной ответственности, которую требовал Иисус.