Не раз в истории человечества была затронута проблема перевода текстов Священного Писания на национальные языки. Это было необходимым условием, во-первых, для распространения христианского учения, а, во-вторых, для облегчения понимания его сути среди всего населения. Несмотря на всю значимость текста в процессе понимания Священного Писания, визуальная интерпретация библейских сюжетов также является неотъемлемой составляющей процесса обучения (вспомним росписи храмов). Как правильно подобранное слово, так и правильное изображение способно оказать влияние на верующего человека. Именно поэтому можно предположить, что иллюстрации к Священному Писанию являются своего рода его «переводом». Наиболее известны библейские гравюры Гюстава Доре.
Поль Гюстав Доре (1832-1883 гг.) – многогранный художник, чье творчество охватывает самые различные темы (от детских сказок Шарля Перро до библейских сюжетов). Жизнь Гюстава Доре выпала на переломный момент в истории искусств, когда эпоха реализма сменяла эпоху романтизма. Разумеется, смена художественных направлений не происходит в один день. Это длительный процесс, который занимает несколько десятилетий, и совершенно не означает полного отказа от предыдущей традиции. Единство и борьба (диалектика Гегеля тут как нельзя кстати) романтизма и реализма – особенность библейских гравюр Гюстава Доре. Философия двух этих направлений наиболее полно нашла отражение в иллюстрациях к Ветхому и Новому Заветам (всего 230 изображений).
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Ветхий Завет (152 изображения) Доре трактовал через призму романтизма. Огромное внимание было уделено природе и миру в целом, поскольку люди Ветхого Завета являлись частью природы и их жизнь определялась окружающей их обстановкой. История Ветхого Завета — это время возникновения первых цивилизаций (государств), а значит и нескончаемых войн, убийств, гордыни, высокомерия и стремления отомстить. Герои Ветхого Завета в своем поведении руководствуются своими эмоциями и страстями, они часто бывают «ослеплены» ими, поэтому совершают жестокие поступки. Признание господства эмоций над человеком — одна из основных черт романтизма XIX века. Мне кажется, что в иллюстрациях к Ветхому Завету Гюстав Доре хотел показать, с одной стороны, обретение человеком независимости от природы (это уже не первобытный человек), а с другой стороны, через акцент на эмоции Доре показал, что человек все еще живет по законам природы, даже при наличии правовых норм. Например, для всех них характерен принцип талиона (око за око). Таким образом, романтизм наиболее полно отражает процесс зарождения моральных ценностей в ветхозаветном обществе.
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Новый Завет (78 изображений) — новая эпоха в истории человечества, когда на смену законам природы приходит закон милосердия и сострадания. Здесь уже Гюстав Доре концентрируется на фигуре Иисуса Христа, который является носителем этого закона. Гравюры к Новому Завету написаны в стиле реализма, поскольку Доре не отходит от академической, даже иконографической манеры изображения Спасителя, но вместе с тем делает его изображение правдоподобными, что усиливало его восприятие как богочеловека. В данном случае реальность является способом познания описанных в Библии событий. Искусство реализма, в отличие от романтизма, не бессознательно, оно рассматривает событие в динамике, выделяет причины и последствия того или иного явления. Из этого вытекает, что искусство реализма – жизнеутверждающее, поскольку в результате любого действия создаются новые условия жизни или социальные отношения. Таким образом, история Христа, при всей ее трагичности, жизнеутверждающая, поскольку Его искупительная жертва открыла людям путь в Рай.
Что касается самого Иисуса Христа, мне кажется, что Гюстав Доре изобразил его в двух манерах – романтической и реалистичной. Доре тщательно прорисовал образ Христа (как человека, как Бога, как пророка и как мученика). От романтиков Гюстав Доре заимствовал интерес к глубокому анализу внутреннего мира человека, его индивидуальности, от реалистов же – необходимость изучения личности через анализ общества того времени. Таким образом, через смешение стилей Доре воссоздает двойственную природу Христа.
В заключении следует сказать, что гравюры Гюстава Доре не просто сопровождающий текст материал. В своих иллюстрациях Доре стремился передать главные черты ветхозаветного и новозаветного обществ. Мы видим, как общество преодолело этап законов природы и выработало нормы морали, которые в дальнейшем легли в основу нормативно-правовых актов. В образе Иисуса Христа Гюставу Даре удалось через смещение романтизма и реализма подчеркнуть двойственную природу Спасителя. Визуальная интерпретация библейских сюжетов Гюстава Доре может считаться одним из «переводов» текстов Священного Писания.