Найти в Дзене
Околокнижная жизнь

Что Чуковский написал о Детстве Горького?

Об узнике чумазой педагогики
Оглавление

Однажды о его доме скажут: "Тут жил известный детский писатель", ведь мы знаем его как лучшего друга ребенка. Хотя в пятнадцати томах его сочинений детские произведения попали только в первый том.

Многие взрослые удивляются, когда узнают о его исследованиях творчества Чехова, Некрасова , Блока, Толстого, Ахматовой. Он переводил с английского языка наши любимые произведения Киплинга и Марка Твена (и не только). Конечно же, это Корней Чуковский.

В этой статье мы продолжим смотреть на писателей глазами Корнея Ивановича.

Корней Чуковский
Корней Чуковский

В начале ХХ века творчество Горького часто критиковали. Корней Чуковский тоже начинает писать о нем в негативном ключе:

«Как хотите, а я не верю в его биографию.
— Сын мастерового? Босяк? Исходил Россию пешком? Не верю.
По-моему, Горький — сын консисторского чиновника; он окончил Харьковский университет и теперь состоит — ну хотя бы кандидатом на судебные должности.
И до сих пор живет при родителях и в восемь часов пьет чай с молоком и с бутербродами, в час завтракает, а в семь обедает. От спиртных напитков воздерживается: вредно»
Максим Горький
Максим Горький

Маленькие бунтики Горького

Ты, жизнь, назначенная к бою!
Ты, сердце, жаждущее бурь!

Корней Иванович проводит параллели между золотой порой детства описанной у Льва Николаевича, и полем многочисленных битв "узника чумазой педагогики". Детство Горького, как будто даже приводит Чуковского в восхищение:

Попробуйте четырехлетнего Горького запереть в каюте на ключ. Он схватит бутылку с молоком и ударит бутылкой по двери! Стеклом по железу! Ничего, что бутылка вдребезги, а молоко натечет в сапоги.

Интересно, что Чуковский не видит маленького Алешу Пешкова жертвой - для него это юный буян, сильный духом герой, которого трудности лишь сильнее закаляют.

Так маленькими уличными драками подготовлялся этот великий драчун. Розгами, кулаками и камнями создавали из него буревестника.

Чудо педагогики

Корней Иванович удивляется тому, что семейные традиции семьи Алеши Пешкова готовили его не к университету, а к каторге. А чудо заключается в том, что Алеша туда не попал.

Воры и убийцы окружали его колыбель, и, право, не их вина, если он не пошел их путем. Они усердно посвящали ребенка во все тайны своего ремесла — хулиганства, озорства, членовредительства. Упрекнуть их в нерадении нельзя: курс был систематический и полный, метод обучения — наглядный.

Деды отличались чрезмерной жестокостью. Дядя Миша и дядя Яков избавлялись от жен и даже "уронили" крест на Цыганка, лучшего друга Алеши ( отношение Горького к религии в рамках этой повести - отдельная тема для разговора).

Детство - веселая книга?

А что же в ней печального? Да, много мерзости, лицемерия, зла. Но маленький Алеша не жалуется.

...целую кучу людишек Горький лепит, точно забавляясь; четыре мазка — и готово, кисть так сама и гуляет по пестрому его полотну, а он еле поспевает за нею и с веселым удивлением следит, какая забавная выходит у него панорама.

Сам Горький писал так:

Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.

Надежда на возрождение в страшном зверином мире, среди мрака и беззакония. Где, вопреки всему, развивается светлая человеская жизнь.