Найти в Дзене
muzred

Почему на радио играют одни и те же песни?

Что такой формат радио и какой он может быть, как часто треки могут звучать в эфире.
Оглавление

В этой статье продолжим обсуждать тему радио и узнаем почему зачастую там играют одни и те же песни.

Формат всему голова

Как я уже писал в своей предыдущей статье, во главе любой радиостанции стоит формат, который определяет ее контент. Говоря простым языком, формат радиостанции, это то, на что конкретная станция ориентируется. К примеру, если трубный завод изготавливает трубы, а кабельный - кабель, то радио изготавливает контент, а формат это и есть тот самый контент.

Какие бывают форматы

На самом деле, форматов существует огромное количество. В разных странах им уделяют абсолютно разный приоритет. Итак, давайте разберемся, в каких форматах работает радио в России.

Основными форматами в нашей стране являются:

  1. АС (Adult Contemporary) — наиболее частый формат, ориентир на взрослую аудиторию и современную музыку. Целевая аудитория 20-45 лет. Примеры AC-радиостанций: АВТОРАДИО, НАШЕ РАДИО.
  2. CHR (Contemporary Hit Radio) — радио современных хитов с целевой аудиторией 12-25 лет, это ЕВРОПА ПЛЮС, DFM, ХИТ FM, NRJ и др. Главная особенность этого формата - привязка плейлиста к мировым музыкальным чартам, жёсткая ротация и ограниченное число проигрываемых треков.
  3. Top 40 – подформат CHR, с одновременной ротацией 40 хитов. Если на радио часто играют одни и те же песни, это и есть Топ-40.
  4. Rock - станции, ориентирующиеся на рок-музыку. Целевая аудитория здесь - 18-35 лет.
  5. Dance - радио, специализирующееся на электронной танцевальной музыке.
  6. Easy Listening - мягкая спокойная музыка направлений Instrumental, Smooth Jazz, NewAge, Soft Рop, Soft Rock. В нашей стране этот формат представлен только одной радиостанцией - Радио Relax
  7. Oldies - музыка прошлых лет (1960-1980-х годов). Gold Hits - этот формат предлагает мировые, наиболее выдающиеся хиты.
-2

Правила, границы и рамки

Внутри каждого формата существуют различные категории, по которым распределяются все треки из музыкальной базы радиостанции. Возьмем самый популярный в нашей стране формат - CHR. В нем обычно выделяют следующие категории:

  • Горячая ротация (трек играет 5-7 раз в день)
  • Средняя ротация (3-4 раза в день)
  • Нижняя ротация (1-2 раза в день)
  • Голд (в этой категории находятся треки, которые были популярны примерно 1-2 года назад, их ротация около 1-2 раз в неделю)
  • Новинки (в среднем, как и горячая ротация)

Разумеется, каждая станция может по-своему назвать эти категории, но суть от этого не изменится, я, к примеру, использую следующие категории:

- Горячий хит (русский, зарубежный)

- Остывающий хит (русский, зарубежный)

- Актуальный хит (русский, зарубежный)

- Голд (только зарубежный)

- Новинки (все в одной категории)

На каждую категорию наложены определенные правила ротации, непосредственно они и регулируют то, как часто одна и та же песня может звучать в эфире и за нарушение этих самых правил начисляются штрафные очки. В среднем, треки из горячей ротации могут повторяться каждые 2 часа. Сами правила в каждой эфирной программе примерно одинаковые, основные это:

- Повтор исполнителя

- Повтор фонограммы

- Повтор в клоке

- Повтор в периоде

Каждое правило регулируется по времени (дни, часы, минуты). Затем, в клоке прописывается порядок, в котором звучат существующие категории, и само собой, приоритетная категория горячей ротации, мы ведь о радио современных хитов говорим. Именно поэтому так часто, слушая радио, Вы можете услышать одни и те же песни.

Более подробно о работе современного радио, можно будет узнать в моих следующих статьях. Подписывайтесь!

@muzred