В этой статье продолжим обсуждать тему радио и узнаем почему зачастую там играют одни и те же песни.
Формат всему голова
Как я уже писал в своей предыдущей статье, во главе любой радиостанции стоит формат, который определяет ее контент. Говоря простым языком, формат радиостанции, это то, на что конкретная станция ориентируется. К примеру, если трубный завод изготавливает трубы, а кабельный - кабель, то радио изготавливает контент, а формат это и есть тот самый контент.
Какие бывают форматы
На самом деле, форматов существует огромное количество. В разных странах им уделяют абсолютно разный приоритет. Итак, давайте разберемся, в каких форматах работает радио в России.
Основными форматами в нашей стране являются:
- АС (Adult Contemporary) — наиболее частый формат, ориентир на взрослую аудиторию и современную музыку. Целевая аудитория 20-45 лет. Примеры AC-радиостанций: АВТОРАДИО, НАШЕ РАДИО.
- CHR (Contemporary Hit Radio) — радио современных хитов с целевой аудиторией 12-25 лет, это ЕВРОПА ПЛЮС, DFM, ХИТ FM, NRJ и др. Главная особенность этого формата - привязка плейлиста к мировым музыкальным чартам, жёсткая ротация и ограниченное число проигрываемых треков.
- Top 40 – подформат CHR, с одновременной ротацией 40 хитов. Если на радио часто играют одни и те же песни, это и есть Топ-40.
- Rock - станции, ориентирующиеся на рок-музыку. Целевая аудитория здесь - 18-35 лет.
- Dance - радио, специализирующееся на электронной танцевальной музыке.
- Easy Listening - мягкая спокойная музыка направлений Instrumental, Smooth Jazz, NewAge, Soft Рop, Soft Rock. В нашей стране этот формат представлен только одной радиостанцией - Радио Relax
- Oldies - музыка прошлых лет (1960-1980-х годов). Gold Hits - этот формат предлагает мировые, наиболее выдающиеся хиты.
Правила, границы и рамки
Внутри каждого формата существуют различные категории, по которым распределяются все треки из музыкальной базы радиостанции. Возьмем самый популярный в нашей стране формат - CHR. В нем обычно выделяют следующие категории:
- Горячая ротация (трек играет 5-7 раз в день)
- Средняя ротация (3-4 раза в день)
- Нижняя ротация (1-2 раза в день)
- Голд (в этой категории находятся треки, которые были популярны примерно 1-2 года назад, их ротация около 1-2 раз в неделю)
- Новинки (в среднем, как и горячая ротация)
Разумеется, каждая станция может по-своему назвать эти категории, но суть от этого не изменится, я, к примеру, использую следующие категории:
- Горячий хит (русский, зарубежный)
- Остывающий хит (русский, зарубежный)
- Актуальный хит (русский, зарубежный)
- Голд (только зарубежный)
- Новинки (все в одной категории)
На каждую категорию наложены определенные правила ротации, непосредственно они и регулируют то, как часто одна и та же песня может звучать в эфире и за нарушение этих самых правил начисляются штрафные очки. В среднем, треки из горячей ротации могут повторяться каждые 2 часа. Сами правила в каждой эфирной программе примерно одинаковые, основные это:
- Повтор исполнителя
- Повтор фонограммы
- Повтор в клоке
- Повтор в периоде
Каждое правило регулируется по времени (дни, часы, минуты). Затем, в клоке прописывается порядок, в котором звучат существующие категории, и само собой, приоритетная категория горячей ротации, мы ведь о радио современных хитов говорим. Именно поэтому так часто, слушая радио, Вы можете услышать одни и те же песни.
Более подробно о работе современного радио, можно будет узнать в моих следующих статьях. Подписывайтесь!
@muzred