Найти в Дзене
Рушель Блаво

Впечатляющая история Бирмы. Каким был путь становления духовного целительства? Рушель Блаво делится захватывающими фактами

Наблюдая бирманские праздники, проникаясь их радостью и одновременно - глубоким духовным смыслом, трудно даже вообразить себе, сколь драматичной была история этой страны, особенно начиная со второй половины XIX в., когда Бирма была британской колонией.

Перед началом Второй мировой войны бирманцы начали войну за независимость под лозунгом "Доу Бама" ("Бирма - наша!"). Казалось, желанная свобода близка. В 1942 году население страны приветствовало японские войска, вытеснившие англичан с территории Бирмы. И хотя японцы в 1943 году объявили Бирму независимой республикой, надежды народа на освобождение не оправдались. Страна всего лишь сменила хозяев: Бирма превратилась на несколько лет в японскую колонию. С окончанием войны англичане попытались вернуть свои владения. Но в стране уже во всю силу пылал огонь национально-освободительного движения. И наконец 4 января 1948 года Бирма стала свободной.

Но испытания на этом не закончились. В независимой Бирме началась гражданская война, на окраинах завозились местные сепаратисты. Мало того, в конце 1952 года китайско-бирманскую границу на западе страны перешли войска генералиссимуса Чан Кайши, вытесненные с территории Китая Мао Цзэдуном. Правда, го-миньдановцев разбили и им не удалось ни продвинуться в глубь Бирмы, ни оккупировать какую-либо ее часть. Они были рассеяны и словно бы растворились среди мелких пограничных племен.

Теперь солдаты разбитой армии нелегально обосновались в горных районах бирманской части Золотого треугольника и занялись наркобизнесом. Они и вынудили местных крестьян заняться производством опия-сырца. Непокорных убивали. В дальнейшем большинство го-миньдановских нелегалов обзавелось женами из местного населения, превратив производство и контрабанду опия-сырца в преступный семейный бизнес.

А что же многочисленные монастыри? Что стало с ними в эпоху смут и войн? Рука провидения, к счастью, сохранила эти оазисы духовности.

Вот какую историю рассказывают об этом времени в нынешней Бирме. Один из монастырей близ китайской границы оказался, на беду, расположен в очень выгодном с точки зрения военных месте. С холма, на котором были возведены монастырские постройки, можно было следить за всеми перемещениями по близлежащим дорогам и по реке. Поэтому то бирманские, то китайские солдаты устраивали на крышах храмов свои наблюдательные пункты. Бои становились все ожесточенней, и теперь уже противникам было мало использовать монастырь как наблюдательный пункт. Настал день, когда китайские солдаты, собрав по окрестным деревням волов, затащили на двор монастыря несколько артиллерийских орудий. Монахов, чтобы они не мешали, заперли.

С часа на час у подножия холма на одной из дорог должны были показаться колонны противника. Так и случилось. Бирманские подразделения окружили монастыри и развернули свои батареи. Вот-вот должен был начаться бой. Казалось, монастырю не миновать разрушения.

Монахи слышали, как раздались первые команды китайских артиллеристов. Еще минута, и ответный огненный шквал сметет старинные постройки. Но ни один выстрел не нарушал тревожную тишину. Снова послышалась команда, и снова - тишина. Молчали и пулеметы, и пехотинцы без толку перезаряжали свои винтовки. Ни одного выстрела.

Китайцы были бы рады сорвать свою досаду на монахах, но уж их-то нельзя было заподозрить ни в чем. Все они, как один, сидели взаперти.

Кому-то пришло в голову распотрошить винтовочный патрон и попробовать зажечь порох. Порох вел себя так, как будто это был речной песок.

Военными овладел страх. Побросав орудия, они покинули монастырь и больше не приближались к нему. Правда, они забыли выпустить монахов из заточения, и лишь через несколько дней тем удалось освободиться. А монастырь стоит до сих пор.

В общем, для бирманских монастырей все обошлось более или менее благополучно, если не считать того, что, покидая Бирму, англичане увезли многие культурные ценности, и в том числе статуи Будды были похищены и вывезены в Европу.

И поныне главными буддийскими достопримечательностями страны, известными во всем мире, остаются столица средневекового государства Паган, представляющая собой сегодня музей под открытым небом, и Шведагон. Согласно преданию, этот храмовый комплекс был сооружен в VI веке до н.э. Достоверно известно, что Шведагон начал обретать свой современный вид в XV веке и несколько раз частично отстраивался заново после пожаров.

Шведагон - это своеобразный город со своей собственной системой управления и службами, отвечающими за соблюдение общественного порядка, чистоту и сохранность ценностей. При этом храмовом комплексе существует действующий монастырь, куда по праздникам устремляется множество верующих. В главной пагоде Шведагона, которая образует по периметру окружность длиной 433 метра, хранятся восемь прядей волос Будды и другие священные реликвии.

В Верхней Бирме располагается одна из древних столиц - город Мандалай, где во второй половине XIX века был престол знаменитого короля Миндона, известного, в частности, своей любовью к далекой Российской империи. По его приказу было составлено "Жизнеописание Петра Великого", записанное на пальмовых листьях. Миндон, по свидетельствам современников, очень любил, когда его сравнивали с российским государем Петром Первым.

Чем притягивал короля Миндона образ Петра Великого, теперь уже трудно сказать с уверенностью, но отчего не предположить, что именно разительное отличие жизни царя Петра от жизни азиатских властителей и влекло бирманского владыку. Если так, то об этом стоит задуматься и взять в бирманских традициях то, что сделает духовную жизнь россиян богаче и глубже.

Безусловно, и история Бирмы, и ее уникальное культурное наследие произвели на меня сильное впечатление, но все-таки главным предметом моего интереса являлось духовное целительство, обретение секретов долгой жизни. Нельзя сказать, что в Золотой стране вовсе нет официальной академической медицины. Как раз наоборот - здесь имеются и бесплатная врачебная помощь, доступная большинству населения, и медицина страховая. Однако процветает и целительство, а целители, которых называют "тама то чжи", пользуются глубочайшим уважением и почетом среди бирманцев. Они лечат своих пациентов целебными препаратами, изготовленными из растительного сырья, смесями благовоний, минералами и мануальным энергетическим воздействием. В XX веке наибольшей славой пользовались такие бирманские традиционные врачи, как У Хла Мьин и Схая Мьин.

Бирманские целители - это чаще всего буддийские монахи, владеющие тайнами йоги. Но буддийская йога заметно отличается от хатха-йоги, достаточно известной у нас в России. Традиция вейк-зар, о которой шла речь в этой книге, является уникальным достижением бирманского духовного целительства. Более того, приемы и методы вейк-зар воздействуют и на душу, и на тело, не просто излечивая человека, но обновляя его, готовя к бесконечно долгой жизни. В этом соединении духовного и плотского начал и состоит, по-моему, великая ценность традиции вейк-зар, о которой я и рассказал в своей книге.

Книга Рушеля Блаво "Тайна долгой жизни. Секреты монахов Бирмы"
Книга Рушеля Блаво "Тайна долгой жизни. Секреты монахов Бирмы"

Отрывок из книги Рушеля Блаво "Монахи Бирмы. Древние практики активного долголетия"

Прочитать продолжение и приобрести книгу можно на официальном сайте Рушеля Блаво: https://blavo.ru/katalog-tovarov/virtualnye-tovary/tayna-dolgoy-zhizni-sekrety-monakhov-birmy-elektronnaya-versiya/?sphrase_id=9047