В уходящем году вспоминаем гениальную пианистку Марию Вениаминовну Юдину в связи с ее уходом из жизни 50 лет назад.
Мой дед Б.Д.Удинцев называл ее «великой» уже в начале 40-ых в письмах на фронт своему сыну после посещения концертов, настолько потрясала душу слушающих музыка в ее исполнении. Позже дед познакомился с Марией Вениаминовной ближе и способствовал ее переезду на Соломенную сторожку. Еще в письмах сыну на фронт, нахожу упоминания о том, что он пригласил Марию Вениаминовну пожить в нашем доме, но понимая, что это практически невозможно из-за тесноты в нем, подыскал дом побольше (дачу "стариков" Желиговских №7), в который М.В. могла бы въехать «даже со своей роялью» .
Однако и туда переезд не состоялся, и только в конце 1952-го Мария Вениаминовна арендовала у Артемьевых (дача 30) мансарду с отдельным входом и переехала туда из своей комнаты на Беговой. Через два года, она окончательно оформила обмен жилплощадью с хозяином мансарды и вступила в наш кооператив. Мария Вениаминовна прожила на Соломенной до 1963 года.
Жизненный и творческий путь М.В. совпал с драматическими периодами отечественной истории, и пианистка героически противопоставляла себя существующему политическому режиму. Она всегда поступала согласно собственным убеждениям.
С ранней юности М.В. увлекалась философией. Еще живя с родителями в родном Невеле она посещала философский кружок,наряду со многими другими книгами, молодая Мария изучила книгу отца Павла Флоренского и она нашла в ней глубочайшее и проникновенное доказательство того, что высшим критерием истинности является красота во всей полноте ее эстетического и этического содержания.
Так постепенно она начинала понимать, что именно православие наиболее полно отвечает ее нравственным и духовным потребностям. В познании Бога помогала и музыка. В мае 1919 года в Петербурге Мария Вениаминовна приняла крещение.
«Чем старше я становлюсь, тем серьезнее мне кажется задача исполнителя». И, действительно, ей удавалось всегда завладеть духовным вниманием слушателей, организовать определенным образом духовный мир человека. Слушатель с ее концертов уходил потрясенный.
Когда Мария Вениаминовна переехала на Соломенную она очень сблизилась и подружилась с дедом и особенно, бабушкой.
"Здесь тишина невообразимая, - писала Юдина Пастернаку 8 декабря 1953 года .- Дача, где я снимаю ("не нарочно", а так вышло!) традиционную мансарду, - глядит прямо в лес... Вижу закаты и восходы, иней, слышу ветер и птиц. Топлю печь и порою таю снег для питья и для мытья... Кругом есть хорошие старомодные люди с Урала...
К всеобщему удовольствию, в летние дни, когда были открыты окна, весь поселок оглашался громовыми аккордами рояля, на котором Юдина готовилась к концертам. Только люди, жившие внизу ее дома, похоже, страдали; когда она начинала играть, сосед вздымал руки к потолку и кричал: «О Мариам!».
М. В. Юдина была любимой пианисткой И. В. Сталина. Когда он услышал в 1944 году в ее исполнении фортепианный концерт Моцарта, то заказал для себя сделать граммофонную запись. В ответ на премию, которую Юдина получила от Сталина, она написала ему:
"Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу".
По свидетельству Д. Д. Шостаковича, Сталин слушал эту пластинку перед смертью.
Одевалась М.В. очень скромно в черное широкое платье, на ногах всегда были кеды, видимо, так ей было удобно. Ела крайне мало, когда появилась возможность купить холодильник в конце 50-х годов, М.В. удивлялась, зачем он нужен - у нее никогда не было запасов еды.
Юдина была бессеребренницей, раздавала все, что могла. Она получала хорошие гонорары, но денег у нее никогда не было. Она часто приходила занимать их у моей бабушки, но не для себя, а для кого-то, кого она считала нуждающимся в тот момент. Сохранилась любопытная записка моей бабушке от М.В. Текст ее говорит сам за себя.
Юдина была глубоко верующим человеком. Дедушка рассказывал, как поражало представителей советских органов, что она перед началом концерта обязательно крестила клавиатуру рояля и крестилась сама. Ей делали выговоры, но она отвечала: «Я по-другому не могу играть».
М. Юдина дружила с Борисом Пастернаком, который возможно бывал у нее в гостях на Соломенке. Мария Вениаминовна в каждом своем письме приглашала Бориса Леонидовича к себе в гости в мансарду на «Соломенной Сторожке».
Когда на Пастернака началось гонение, Юдина, выходя на сцену под громкие аплодисменты публики, говорила: «А на бис я прочту вам одно из гениальных стихотворений Пастернака». И читала «Рождественскую звезду», которая, после того, как ее написал Б. Пастернак, была много раз переписана вручную М. Юдиной и роздана знакомым.
Первым, кому она подарила, переписанное собственноручно стихотворение был мой дедушка, оно и по сей день бережно хранится в нашем семейном архиве.
…………………………………………………….
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
(Отрывок из «Рождественская звезда»), Б. Пастернак, 1947
Это последние строки стихотворения. Прочитайте стихотворение целиком, да еще и перед Рождеством! С наступающим Рождеством Христовым!
Пишите комментарии, ставьте лайки