Найти в Дзене
diletant.media

Как жили в Петербурге без мостов

Первый постоянный мост в Санкт-Петербурге через Неву появился в ноябре 1850 года. Названий у него было много. Проектное название — Невский мост. После открытия он стал называться Благовещенским в честь Благовещенской площади и Благовещенского собора. После смерти императора Николая I, который и отдал указ о его строительстве, мост назвали Николаевским. После прихода к власти большевиков название, разумеется, сменили на мост лейтенанта Шмидта, только в 2007 году мосту вернули его первоначальное название.

Ограда Благовещенского моста, спроектированная Александром Брюлловым. Фото: strana.ru
Ограда Благовещенского моста, спроектированная Александром Брюлловым. Фото: strana.ru

До его появления для местных жителей организовывались летние переправы, зимой можно было пересекать реку по льду. Когда назрела необходимость в постоянной переправе, был создан наплавной мост, основу которого составляли понтоны, баржи или плашкоуты. Наплавной мост приходилось частично разбирать для прохода судов, а на зиму разбирать полностью.

Постепенно развитие технологий позволило не только задуматься, но и приступить к проектированию постоянного моста. В архивах сохранилось несколько десятков чертежей и вариантов технического решения переправы. В итоге одобрено было предложение инженера Станислава Кербедза с арочными конструкциями из чугуна.

Часовня Николая Чудотворца на Благовещенском мосту, 1854 год. Фотография из Научной библиотеки российской академии художеств
Часовня Николая Чудотворца на Благовещенском мосту, 1854 год. Фотография из Научной библиотеки российской академии художеств

Несмотря на принятое решение и указ царя, многие отдавали себе отчет в том, что задача стоит очень непростая. Дело в том, что одновременно шла реализация трех больших проектов: строили железную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом, возводили Исаакиевский собор, к ним добавился и этот мост.

Планировалось, что мост построят за 4 года и откроют в 1846 году, но в эти сроки уложиться не удалось.

Похоронная процессия Императора Николая I на Благовещенском мосту, 1855 год. Фотография из Научной библиотеки российской академии художеств
Похоронная процессия Императора Николая I на Благовещенском мосту, 1855 год. Фотография из Научной библиотеки российской академии художеств

21 ноября 1850 года мост был открыт для пешеходов и экипажей. В оформлении Благовещенского моста принимал участие и знаменитый архитектор Александр Брюллов, который спроектировал чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков. Эта ограда считаются одним из лучших образцов художественного литья того времени. У каждой опоры моста были установлены газовые светильники.

К 1930 годам стало ясно, что мост нуждается в серьезной реконструкции: разводной механизм стало заклинивать, пролет, предназначенный для прохода судов, оказался узким для новых кораблей и находился на неглубоком месте. В 1936—1939 годах мост практически полностью перестроили, а разводной пролет перенесли.

Подробнее