Первый постоянный мост в Санкт-Петербурге через Неву появился в ноябре 1850 года. Названий у него было много. Проектное название — Невский мост. После открытия он стал называться Благовещенским в честь Благовещенской площади и Благовещенского собора. После смерти императора Николая I, который и отдал указ о его строительстве, мост назвали Николаевским. После прихода к власти большевиков название, разумеется, сменили на мост лейтенанта Шмидта, только в 2007 году мосту вернули его первоначальное название.
До его появления для местных жителей организовывались летние переправы, зимой можно было пересекать реку по льду. Когда назрела необходимость в постоянной переправе, был создан наплавной мост, основу которого составляли понтоны, баржи или плашкоуты. Наплавной мост приходилось частично разбирать для прохода судов, а на зиму разбирать полностью.
Постепенно развитие технологий позволило не только задуматься, но и приступить к проектированию постоянного моста. В архивах сохранилось несколько десятков чертежей и вариантов технического решения переправы. В итоге одобрено было предложение инженера Станислава Кербедза с арочными конструкциями из чугуна.
Несмотря на принятое решение и указ царя, многие отдавали себе отчет в том, что задача стоит очень непростая. Дело в том, что одновременно шла реализация трех больших проектов: строили железную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом, возводили Исаакиевский собор, к ним добавился и этот мост.
Планировалось, что мост построят за 4 года и откроют в 1846 году, но в эти сроки уложиться не удалось.
21 ноября 1850 года мост был открыт для пешеходов и экипажей. В оформлении Благовещенского моста принимал участие и знаменитый архитектор Александр Брюллов, который спроектировал чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков. Эта ограда считаются одним из лучших образцов художественного литья того времени. У каждой опоры моста были установлены газовые светильники.
К 1930 годам стало ясно, что мост нуждается в серьезной реконструкции: разводной механизм стало заклинивать, пролет, предназначенный для прохода судов, оказался узким для новых кораблей и находился на неглубоком месте. В 1936—1939 годах мост практически полностью перестроили, а разводной пролет перенесли.