В 1991 году актер Владимир Изотов уволился из театра на Малой Бронной, где играл 14 лет, и перестал сниматься в кино. Куда пропал артист, так ярко заявивший о себя в фильме «Старший сын» и «Ярославна, королева Франции»? Почему после резкого взлета играл в основном эпизоды? И как относились режиссеры к блестящему дарованию Владимира Изотова?
Будущий артист Владимир Изотов родился в Москве. После школы – поступил на актерский факультет в ГИТИС. Бешеный конкурс ему удалось пройти с первой попытки, ведь педагоги сразу заметили его талант: и во внешности, и в характере юноши чувствовался какой-то надлом. Считали, что из него может получиться большой драматический артист. И действительно, свою первую и такую заметную роль Изотов сыграл еще во время учебы институте.
На съемочную площадку фильма «Старший сын» артиста привела ассистент по актерам киностудии «Ленфильм» Татьяна Бузян. Претендент на роль Васеньки Сарафанова сразу приглянулся режиссеру.
- Я понял, что даже если по профессии этот мальчик еще не всему научился, то по облику и по типажу другого такого мне не найти, - вспоминает Виталий Мельников, режиссер фильма «Старший сын».
Во всем облике начинающего артиста чувствовалась порода и угадывалось дворянское происхождение. Рост – 185 сантиметров, высокий лоб, хрупкое телосложение. Виталий Мельников утвердил Изотова на роль с первого раза! Этого режиссера вообще можно назвать открывателем талантом. В «Старшем сыне» свои первые главные роли сыграли Николай Караченцев и Михаил Боярский. Сразу после премьеры в их карьере начался резкий подъем. Заметили и Владимира Изотова. Но он почему-то не смог войти в первый эшелон актеров советского кино. Почему?
Эх, Вася, Вася..!
На волне успеха фильма «Старший сын» Изотова пригласили в театр на Малой Бронной. В нем же играла и актриса Екатерина Дурова, дочка знаменитого Льва Дурова. Она хорошо знала Вовочку – так все называли Изотова. А как же иначе? Он был необычайно открытым, обаятельным и доверчивым молодым человеком.
- Кроме «Вовочки» у Володи было еще одно прозвище – «Моцарт». Это было такое необычное дарование: хрупкое, легкое, эфемерное. Володя немного заикался, что добавляло ему невероятной трогательности, да и вообще он был каким-то не от мира сего.
В театре Екатерина взяла шефство над Володей Изотовым. Он совершенно не умел постоять за себя.
Екатерина Дурова: - Его было очень легко обидеть. В театре над ним подтрунивали, смеялись, даже издевались, а он ну совершенно не мог сопротивляться. Поводом для издевок становилась его удивительная мягкость. Например, он любил печь пироги и угощал ими всех в театре. Еще обожал вязать крючком и показывал всем свои новые салфетки. Кому-то это нравилось, кто-то смеялся над необычным для мужчины хобби. Если над ним начинали смеяться, то он просто поворачивался и уходил. Володя совершенно не умел давать отпор.
В театре Изотов занимал свое особое место. Он не мог играть все, но то, что у него получалось – не мог повторить никто. Владимир играл Доброе Сердце в спектакле «Волшебник Изумрудного города», Терентия в «Жестоких играх». Эти небольшие роли получались у него искренними и добрыми. Зрители помнили «Васеньку» и всякий раз встречали его аплодисментами. Режиссеры хотели дать ему большие роли, но таковая все не находилась. В конце концов с необычным дарованием артиста перестали возиться и попросту махнули на него рукой.
Екатерина Дурова: - Из него постоянно пытались сделать другого человека, а он не мог быть другим. Он такой, какой он есть. Наверное, Володя пришелся не ко времени и не к месту. Не было для него героев.
Преградой к большим ролям стало небольшое заикание Володи. Многие артисты имели такой недуг. Например, Борис Хмельницкий. Но он всю жизнь боролся и поборол свой недостаток. Изотов тоже пытался работать над собой, но, выходя на сцену, мог так разволноваться, что впасть в речевой ступор. Режиссеры не хотели рисковать.
Была – не была?
В театре поговаривали о нетрадиционной ориентации артиста. Сам Владимир своего влечения не афишировал, да и вообще – тогда инакость еще была уголовно наказуема. За кулисами ходили и другие, прямо противоположные слухи: якобы артист, наоборот, пользуется большим успехом у женщин и что даже некоторое время был женат на Наталье Андрейченко. Это случилось в ту пору, когда актриса еще была полноватая. Как бы то ни было, но из театра Изотов ушел именно из-за женщины.
Как-то артист привел в гримерку свою девушку. Владимир показал ее своим друзьям, а когда та пошла смотреть спектакль в зрительный зал, с волнением спрашивал: «Ну как она вам?» Никто так и не смог признаться Володе, что девушка произвела впечатление охотницы за деньгами. Больше она не появлялась в театре, да и сам артист не любил распространяться о своей личной жизни. А вскоре случилась беда.
Летом 1991 года театр собирался на гастроли. Изотов тоже должен был уехать с труппой, но он попросил оставить его в Москве. Причиной назвал болезнь любимого человека. Ему отказали. Главный режиссер категорически заявил: или едешь с нами, или пиши заявление об уходе. Владимир взял и написал.
Екатерина Дурова: - Мы были в настоящем шоке. Это, как ни крути, мужской поступок, тем более для такого вот эфемерного создания. На него не многие способны, честно говоря.
На грани нищеты
Кто был тот любимый человек, ради которого актер в самом начале лихих 90-х остался без средств к существованию, никто так и не узнал. Та ли эта «охотница за богатством», или другая любовь Владимира Изотова, никто не берется говорить. Однако вскоре артиста обманным путем лишили квартиры. Обвести вокруг пальца такого доверчивого человека мог кто угодно, уверены коллеги. Скорее всего, он даже не представлял, какие беды его ждут впереди. Изотов вынужден был бомжевать. Кто-то видел его в подземном переходе, в ветхой одежде, кто-то – на бензоколонке. Актер заправлял машины за небольшую зарплату и чаевые.
Десять лет назад он появился в родном театре. Но как-то мимолетно и в его духе – совершенно эфемерно.
Вспоминает Екатерина Дурова: - Он пришел как-то тихо, во время спектакля. Возможно, он рассчитывал на помощь, но все было как-то на бегу. Я его увидела краем глаза перед выходом на сцену. Вернувшись, спрашиваю: это Изотов был? Мне отвечают, что да. И никто даже ахнуть не успел. Возможно, он просто не нашел знакомых людей. Коллектив обновился, и, видимо он не нашел знакомых людей. Не за кого было зацепиться, он растерялся и ушел.
Сейчас о жизни Владимира Изотова не знают даже близкие люди. Его родной брат отвечает, что живет он замкнуто и ни с кем не общается.
Кинокритики сокрушаются о том, что карьера артиста сложилась так неудачно. С горестью вспоминается тот яркий, запоминающийся дебют в фильме «Старший сын». Возможно, для раскрытия таланта просто не случилось подходящих условий. Это одна из жестоких сторон актерской профессии. Даже большая удачная роль не означает, что слава вновь придет к тебе с распахнутыми объятиями.