Найти тему
ПАНТОГРАФ

Нерадостная судьба трамвайных хозяйств городов Закавказья

Сегодня это трудно представить, но в ряде городов Закавказья работали трамвайные системы. Мы не берем те, что были ликвидированы еще в середине прошлого века, например в Гяндже, где трамвайное хозяйство было ликвидировано в 1976 году в угоду развития в городе троллейбусного сообщения. Впрочем, сегодня в Гяндже больше нет и троллейбуса.

На момент распада Советского Союза в Закавказье было четыре трамвайных хозяйства, по одному в Грузии и Армении, два в Азербайджане. И если в Грузии и Армении честь иметь в городе трамвай были удостоены столичные города Тбилиси и Ереван, то в Азербайджане помимо Баку трамвай работал еще в Сумгаите.

Как оказалось трамвай нужен был тогда, когда земли входили в состав царской России или России советской в виде Советского Союза. Новым властям республик он оказался не нужен.

Тифлис (Тбилиси), Россия, да да и это была Россия, трамвай до революции
Тифлис (Тбилиси), Россия, да да и это была Россия, трамвай до революции

Так в Тбилиси движение электрического трамвая было открыто на колее 1000 мм в 1904 году во времена Российской империи. К 1917 году Тбилиси имел развитую трамвайную систему. Однако даже в годы первой Грузинской республики (1917 - 1920) трамвайное хозяйство продолжало развиваться - были получены современные трамвайные вагоны из Бельгии. В 1930-х годов по 1942 год проходила перешивка трамвая города на стандартную колею 1524 мм. В период максимального развития сеть имела протяженность около 105 км, на инвентаре находилось более 300 вагонов. Под занавес СССР здесь работали отечественные трамваи РВЗ-6М2 и 71-605. На момент обретения Грузией независимости трамвай города Тбилиси имел около 90 км путей и 10 трамвайных маршрутов. Трамвайная система хоть и с потерями, но пережила сложное экономическое положение 90-х, включая проблемы с электроэнергией, однако пала во второй половине 2000-х, когда к власти в стране пришла "команда молодого реформатора" Михаила Саакашвили, и наметился определенный подъем экономики. Более того в Тбилиси был ликвидирован не только трамвай, но и троллейбус. Постепенно троллейбусные системы были ликвидированы во всех городах Грузии. Лет 5 назад промелькнула было информация, что в Тбилиси может быть воссоздана трамвайная система на основе современных достижений отрасли. Однако говорить, не строить. Воз и ныне там. Единственным видом электротранспорта в Тбилиси остается метрополитен.

Трамвай "Тбилиси", 60-е годы
Трамвай "Тбилиси", 60-е годы
Тбилиси, 90-е годы, источник фото dlyakota.ru
Тбилиси, 90-е годы, источник фото dlyakota.ru

Трамвай в Ереване был открыт в 1932 году. Во второй половине XX века трамвай насчитывал до 12 маршрутов, которые обслуживались 2 трамвайными депо. Как и в Тбилиси парк состоял из отечественных вагонов 71-605 и РВЗ-6М2. Движение было закрыто 21 января 2004 года, на момент закрытия трамвайной системы Еревана насчитывался один маршрут. Причиной стагнации с последующей ликвидацией трамвая в Ереване стали проблемы с электроэнергией, себестоимость перевозок была выше в сравнении с автобусами, а также состояние Киевского моста, на котором были проложены пути. Надо сказать, что в Ереване сохранили троллейбус, столица Армении ныне единственный город Закавказья, если не считать Сухуми (Сухум) в Абхазии, где было сохранено троллейбусное сообщение.

Ереван, 1986 год, фото с сайта  https://pastvu.com/, автор Stefan Höltge
Ереван, 1986 год, фото с сайта https://pastvu.com/, автор Stefan Höltge
Ереван, вагон РВЗ-6М2, фото www.diary.ru
Ереван, вагон РВЗ-6М2, фото www.diary.ru

Электрический трамвай в Баку был открыт 8 февраля 1924 года. Максимальной протяженности в 117 км трамвайная система Баку достигла в 1939 года. На конец 80-х годов прошлого века действовало 7 трамвайных маршрутов. Подвижной состав также состоял из вагонов 71-605 и РВЗ-6М2. В 1997 году в Баку поступил вагон серии TR2 производства РВЗ, таких трамваев было изготовлено всего 2 единицы. Система была закрыта в декабре 2003 года.

Фотография из журнала Тайны СССР, №25 за 2020 год
Фотография из журнала Тайны СССР, №25 за 2020 год
Трамвай в Баку в 1999 году, фото с  сайта СТТС, автор Thomas E. Fischer
Трамвай в Баку в 1999 году, фото с сайта СТТС, автор Thomas E. Fischer
Баку, справа уникальный вагон TR2, 2003 год, фото с сайта СТТС, автор Stefan Spengler
Баку, справа уникальный вагон TR2, 2003 год, фото с сайта СТТС, автор Stefan Spengler

Еще одним городом, где действовал трамвай в Азербайджане, был Сумгаит. Трамвайное движение в городе было открыто 11 марта 1959 года. Движение открывали трамваи типа МТВ-82, однако вскоре их сменили вагоны типа РВЗ-6М2. В 80-е годы парк был обновлен трамваями модели 71-605. За всю историю местного трамвая работало два маршрута. Однако второй маршрут был закрыт по причине замены его на троллейбус. В 90-е годы произошел серьезный износ вагонов, сумгаитские трамваи конца 90-х - начала 00-х выглядели как броневики, состояние их было ужасным, правда местным трамвайщикам удалось отремонтировать два вагона. Но трамвай это не спасло. В 2003 году движение было закрыто.

Трамвай Сумгаита, 1999 год, на фото видно ужасное состояние вагонов, фото Ааре Оландер
Трамвай Сумгаита, 1999 год, на фото видно ужасное состояние вагонов, фото Ааре Оландер

В Азербайджане также в середине 00-х прекратили существование все троллейбусные хозяйства, а их было пять. Считается, что электротранспорт сгубило дешевое топливо, ведь Азербайджан обладает запасами нефти. Впрочем, в последнее время наблюдается поворот в сторону электротранспорта, в отдельных городах появились электробусы, а в генеральный план развития Баку включено развитие современного трамвая, но а будет ли это реализовано покажет будущее.

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из свободного доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала по теме городского транспорта:

Ижевск впервые за 17 лет получит новые трамваи

Архивные фото трамваев из ныне несуществующего трамвайного депо в Курске

Неизвестная ранее информация в Рунете. Автобус-дирижабль

-10