Найти тему
Дневник Училки

Медведь-шатун или как нас спящая ученица кониной накормила!

Иду на урок в 10Б, литературу изучать, сеять разумное, доброе, вечное… Некрасова читаем, поэму «Кому на Руси жить хорошо». Я читаю, комментирую, чтобы детям более или менее что-то понятно было. Чувствую, под мой монотонный комментарий первые две-три парты активно работают, им интересно, а те, кто подальше сидит, благополучно начинает задрёмывать. Вот-вот некоторые лбом в парту ткнутся. Данил Федосеев обнял учебник, подложил его под голову и точно заснул. Дети говорят: не трогайте его, Ирина Александровна, он всю ночь играл. И называют какую-то компьютерную игру, которую я даже выговорить не могу. Думаю: вот дожили - раньше могли всю ночь книгу читать, теперь всю ночь играют… Куда катится мир!

Доходим до главы, в которой мужики-крестьяне, которые счастливого искали, объявляют всем: кто докажет, что он счастливый, тому они рюмаху водки поднесут. И потекли к ним людишки, в том числе и дворовый человек, который видел счастье в том, что за барином своим всё доедал, допивал и подлизывал и почётную болезнь себе заработал. Тут, слава Богу, кто-то спрашивает: а что за почётная болезнь? Пришлось прочитать детям небольшую научно-популярную лекцию о подагре и вреде неправильного питания. Они очень удивились, когда я им сказала, что если вы будете всё время мясо с хлебом есть, сосиски в тесте из нашей школьной столовой таскать, запивая их колой, то и вас не минет чаша сия, и вас встретит подагра объятиями и приветствиями. Они спрашивают: а что есть тогда надо? Еще одно небольшое лирическое отступление о пользе раздельного питания: надо, говорю, мясо с травой есть, а другим разом хлеб с травой. Они еще поспорили между собой немножко, очень им слово «трава» не понравилось, однако, чувствую, многие прониклись. Вот и славненько, даже если меня только один услышал, и то хорошо.

Идем по тексту дальше. Подходит в поэме к нашим героям мужик с кривым лицом, главной обязанностью которого было добывать медведей для своего барина. Опять останавливаемся. Спрашивают у меня: что значит «он на медведя ходил»? Объясняю, что на медведя, как правило, ходил мужик с рогатиной, что рогатину ту надо было ещё сделать, чтобы она прочной была, что силу надо было иметь необыкновенную, чтобы рогатиной той и шкуру медвежью, и мышцу пробить и медведя суметь завалить, что погибали многие в такой схватке. Рассказываю десятиклассникам, что особенно опасен медведь-шатун. Выясняется, что они не знают, кто такой медведь-шатун. Приходится объяснять, что это такой медведь, который уже лег в зимнюю спячку, но потом почему-то проснулся и вылез из берлоги.

- Что медведи на зиму в спячку впадают, знаете?

Слава богу, это знают. Вспоминаю и рассказываю, как сразу после института, получив распределение в одну далекую школу на севере нашей родины, очень часто слышала о том, что в тайге, окружающей наш поселок, медведь-шатун появился. Всё снегом занесено, есть ему нечего, вот и повадился он в поселок заходить, по окраине бродит ночью. Сначала всех собак подрал, потом курей, поросят начал таскать. Люди забеспокоились: вдруг кого из детей зацепит? Снарядили охотников в тайгу. Не в пример крепостному, не с рогатиной мужики шли. И ружья брали, и патроны. Охотники бывалые, сначала тропу медвежью нашли, рассказывали потом, как залегли на тропе, как ждали его с одной стороны, а он с прямо противоположной появился, в спину им зашел, хитрюга, да так напугали они друг друга (медведь рёвом своим, мужики стреляли, сами не зная куда, от страха ничего не видели), что ломились по тайге в разные стороны: медведь в одну, они в другу, кое-как потом дорогу к поселку нашли. Но про медведя того мы больше не слышали. Видать, сильно они его тогда шуганули.

Спрашиваю у детей: а зачем помещику медведь нужен был? Отвечают в общем-то правильно: из-за шкуры и мяса. Интересуюсь: кто-нибудь пробовал медвежатину?

И тут с последней парты, проснувшись-встрепенувшись, вскакивает Маша Асонина и кричит: я пробовала! Конина подойдет?

Наступила минутная гробовая тишина. Мои глаза, наверное, сделались о-о-чень большими. А после этого класс грохнул так, что задрожали стёкла. Смеялись до слез. Пожелали ей дальнейших приятных снов и продолжили приобщаться к творчеству великого русского поэта.