1943 год
Ленинград
В один из майских дней старший лейтенант П.Д. Бибиков из контрразведки фронта зашел в бюро пропусков штаба фронта на Дворцовой площади и предложил старшему лейтенанту Н.Н. Иванову, помощнику коменданта штаба высказать свое мнение об удостоверении личности командира РККА, которое контрразведчик положил на стол.
Н.Н. Иванов начал изучать предложенный документ. Через некоторое время сказал:
- Документ, как документ.
- Это удостоверение изъято у немецкого агента, - пояснил П.Д. Бибиков.
Н.Н. Иванов вновь начал изучать документ и не нашел к чему прицепиться.
- Как две капли воды с настоящим…
И тогда П.Д. Бибиков показал огрехи, допущенные немцами при изготовлении этого фальшивого удостоверения. На одной из страниц удостоверения отсутствовала одна точка, а на другой не отпечаталась нижняя левая черточка у буквы «д».
Н.Н. Иванову было предложено в дальнейшем обращать особое внимание именно на эти детали предъявляемых удостоверений.
А в 12 часов дня 28 мая 1943 года в бюро пропусков штаба Ленинградского фронта на Дворцовой площади появился лейтенант Красной Армии, который попросил разговора один на одни с Н.Н. Ивановым.
Помощнику коменданта было заявлено:
- Я из разведки. Мне надо срочно попасть к командующему фронтом.
Н. Н. Иванов попросил прибывшего предъявить свои документы. Тот вручил помощнику коменданта командировочное предписание и удостоверение личности.
Как и ожидал Н.Н. Иванов удостоверение оказалось без точки и черточки. Оно было выдано на имя Савинкова Ивана Михайловича (смотри о нем публикацию «Болтун всегда опасен»). Владелец удостоверения вызвал подозрение у помощника коменданта тем, что, заявив свою принадлежность к разведке он при этом не знал, что кабинет генерала Говорова находится не на Дворцовой площади, а в Смольном.
Прочее было разыграно, как по нотам.
Н.Н. Иванов предложил Савинкову немного отдохнуть на диване в его кабинете, а сам вышел и отправил сержанта с запиской к П.Д. Бибикову. После чего вернулся и стал ожидать приезда контрразведчика.
Через несколько минут зазвонил телефон. Н.Н. Иванов снял трубку, выслушал, и предложил Савинкову.
- Я вас провожу. Вас ждет адъютант командующего.
Н.Н. Иванов привел немецкого агента в кабинет, где их ожидали двое контрразведчиков - капитан Л.Б. Гайсин и старший лейтенант П.Д. Бибиков.
Гайсин преставился адъютантом командующего и предложил Савинкову сдать свое оружие Бибикову. Тот отдал наган и заявил, что у него больше ничего нет.
Однако Бибиков и Иванов скрутили Савинкова и изъяли у него из кармана маузер.
После этого Савинкому сообщали, что он находится в контрразведке фронта.
Агент помрачнел и начал давать показания.
История эта реальная. Есть даже фото удостоверения, изъятого у Савинкова. Но поражает дилетантизм, как самого Савинкова, так и капитана Мартинкуса из абверкоманды 204.
Они что, всерьез полагали, что маузер, спрятанный в карман брюк, не заметен опытному человеку?
И как можно послать агента на ликвидацию командующего фронтом, не выяснив предварительно, в каком здании находится кабинет командующего?
Это не считая прочих более мелких ляпов.
(Источник: А.А. Богданов, Г.Г. Власов и другие)