Никогда. А где они? – хором спросили мы.
В Осло. Огромный парк под открытым небом. Обязательно посмотрите, напутствовал он.
Оказавшись в столице Норвегии, мы отправились в королевский парк Фрогнер, где на площади в 30 га были представлены свыше двухсот скульптурных композиций знаменитого мастера.
Говорят, на их создание у него ушло 35 лет жизни.
Всё посмотреть не удалось, но то, что увидели, потрясло, несмотря на легкий туман в тот пасмурный декабрьский день.
Этот парк еще называют Садом людей.
Ничего подобного я никогда не видела.
Каждая композиция очень символична.
Вигеланд запечатлел человечество с его пороками и добродетелями, искушениями и страданиями, силой и слабостью, стремлением к свету и добру.
Чего стоит Колесо жизни – кольцо из переплетённых тел с бесконечным повторением цикла от рождения к смерти и вновь к жизни новых поколений.
А 100-метровый мост с фонарями и скульптурами, ведущий к огромному Фонтану и Монолиту, символизирующих жизненный путь человека?
Гранитные и бронзовые фигуры, казалось, оживали на глазах – столько экспрессии вложил в них мастер.
И в каждой - чувства, эмоции, состояния: любовь, страх, гнев, печаль, страсть, экстаз, ярость, игра, борьба, танец.
Думаю, по накалу психологизма Юнг с Фрейдом высоко оценили бы уникальные работы норвежского скульптора.
Скорей всего, так и случилось, ведь они были современниками.
Прошло несколько лет, но при упоминании Норвегии я мысленно возвращаюсь в этот удивительный Сад людей Густава Вигеланда.