Найти тему
Лекторий СПВ

Петр I знал толк в развлечениях! Вот как царь праздновал Новый год

Как правило, в период рождественских и новогодних дней в Северной войне случался перерыв. Что не только позволяло подготовиться к предстоящим боевым действиям, но и отметить праздники.

Важной частью новогодних празднеств были фейерверки, которые следовало заблаговременно и тщательно готовить. Составы для фейерверка изготавливали тогда в ракетной лаборатории в Москве, иногда их присылал в подарок китайский хан. В дальнейшем по этим образцам пороховые смеси покупали в Китае.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Тех, кого государь хотел видеть в Москве или в Петербурге (то есть там, где планировалось празднование), заранее извещали письменно.

Не забывал Петр и о доставке продуктов к праздничному столу. 21 ноября 1709 года он из Нарвы велел Б. П. Шереметеву: «Изволь послать в Ригу и купить там хороших сельдей два боченка да несколько копченых семог и пришли к Москве».

1709 год стал счастливым для Петра и России: в Полтавской баталии шведы потерпели поражение. Поэтому начало 1710 года праздновалось в Москве с небывалой пышностью.

Приход следующего, 1711-го, года, государь отмечал в Петербурге. Датский посланник Юст Юль в своих записках сообщал, что 1 января царь с министрами и знатными гостями «кушали на Васильевском острову у Светлейшаго Князя Меншикова».

Вечером на площади устроили фейерверк и зажгли два плота: на первом находилась звезда со словами: «Господи, покажи нам пути Твоя», на втором установили столп, к которому были прибиты ключ и палаш. Композиция сопровождалась следующей надписью: «Иди же правда, тамо и помощь Божия». «Потом пущали ракеты», – сообщал датчанин.

Ганноверский резидент в России Ф. Х. Вебер отмечал, что особенно торжествовали в первый день нового года. 1 января 1715 года царь находился в Петербурге. К четырем часам утра он приехал в церковь на заутреню, «сам вел богослужение и пел перед алтарем, согласно установленному им после устранения патриаршества обычаю».

Портрет Петра I . Художник Жан-Марк Натье. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет Петра I . Художник Жан-Марк Натье. Фоторепродукция из открытых источников.

В городе в честь нового года салютовали «из всех пушек крепости». Вебер сообщал о личной встрече с царской семьей: «Мы явились поздравить его, царицу и принцесс, и нас допустили к целованию рук, после того как царь самолично поднес каждому по стакану водки».

Новый, 1717-й, год государь отмечал в Голландии. В письме к Екатерине он желал ей счастливого разрешения от бремени. В этот день у них родился сын Павел. 4 января царь писал из Амстердама, что «ведомость» о новорожденном улучшила его неважное самочувствие: «ибо от самава Рождества Христова столь долго сидеть не мог, как вчерась. Я сердечно желаю сего нововыежаго гостя видеть».

Начало 1719 года, по словам Вебера, отмечали в Петербурге с «необычайною торжественностью», поскольку предстоял юбилей славной Полтавской битвы. Хотя совсем незадолго до нового года в столице было не до веселья: состоялись казни сторонников царевича Алексея.

В честь нового года со стен Санкт-Петербургской крепости палили пушки. В доме Сената А. Д. Меншиков «давал роскошный обед», куда царь и отправился. «За столом пилось здоровье», царь провозгласил тост, в котором выразил желание, чтобы 1719 год был так же счастлив и замечателен, как и 1709-й. И, несомненно, праздник не обошелся без огненной иллюминации.

1 января 1720 года в Петербурге показывали фейерверк, «героем» которого была стоящая на скале Фемида с завязанными глазами. В одной руке у нее был меч, в другой – весы. Вокруг светились надписи: «Помощию ничто успеют». Внизу: «Генваря в 1. День. 1720.». Через аллегории давался намек на то, что шведская королева Ульрика-Елизавета, рассчитывая на помощь Англии и Франции, прервала мирные переговоры с Россией. Петр I объяснил эту эмблему, сравнив верность своего сердца с весами: он никогда никого не обманывал (имелись в виду союзники).

Уходящий 1721 год Петр провел в Москве, где отмечали окончание Северной войны. Из дневника Ф. В. Берхгольца, камер-юнкера голштинского герцога, узнаем, что в том году на Рождество в Первопрестольной утром император и императрица давали обед в Кремле, к которому были приглашены все иностранные министры. На следующий день зарубежных гостей щедро угощал князь Меншиков в своем доме в Немецкой слободе.

По материалам рубрики «Наследие» автора Марии Кочиевой.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.