Предисловие:
Клайв Баркер, британский писатель и режиссёр, довольно специфичный человек. Это вылилось в создание такой франшизы, как «Восставший из ада». Франшиза эта растянулась на многие годы и сделала одного из персонажей, Пинхэда (или же Гвоздеголового), культовым. Собственно и первый фильм культом не обделён, а вот куда уехала франшиза после успеха первой части – другой вопрос. Его я в этой статье и хочу разобрать.
1. «Восставший из ада» (1987)
«Восставший из ада» – британский малобюджетный фильм ужасов. Никаких перспектив у фильма не было: неопытный режиссёр, снявший до этого только две короткометражки и написавший повесть, которая легла в основу фильма, мизерный даже для 1987 года бюджет в 1 миллион долларов и ни кому не известные актёры. Всё это располагало к тому, что фильм станет проходняком и о нём все забудут, но в данном случае всё пошло по обратному сценарию. Сам фильм стал культовым, сборы составили целых 14 миллионов долларов, чем с лихвой окупили затраты на производство и принесли прибыль, породил 9 продолжений.
Сюжет рассказывает о не очень приятном человеке по имени Фрэнк Коттон, который покупает на восточном базаре у торговца таинственную шкатулку. Открывая её Фрэнк надеется обрести высшие наслаждения, но в итоге обрекает себя на вечные страдания в руках сенобитов, адских созданий, вершащих суд над такими вероломными людьми, как Фрэнк. Через какое-то время в дом Фрэнка переезжает его старший брат Ларри со своей семьёй, так как дом пустует (по понятным причинам). Во время заселения Ларри рассекает палец о гвоздь и из-за его пролитой крови Фрэнк постепенно возрождается…
Писать о сюжете фильма трудно, так как он здесь играет второстепенную роль. В любом случае, история довольно интересная и в очень интересном ключе изобличает плохих людей. Происходящее в фильме порой трудно объяснить, но всё это лишь идёт на пользу фильму, а персонажи так и вовсе очень интересны.
Главного героя определить в этой истории трудно, так как всем героям достаётся нужное количество времени. Фрэнк предстаёт довольно мерзким персонажем, способным ради собственной выгоды на убийство любого человека. Собственно, под влияниям столь неприятного персонажа раскрывается тёмная сторона другой героини этой истории – Джулии. Она жена Ларри и мачеха его дочки от первого брака. Её персонаж интересен тем, что представляет собой более реалистичную версию мачехи из «Золушки». То есть её поступки ужасны и Джулия откровенно бесит. Ларри и его дочка, Кёрсти, представляют собой хороших героев, которые становятся жертвами Фрэнка и Джулии на протяжении всего фильма. Актёры всё это отыгрывают отлично.
Самая главная составляющая фильма – атмосфера. Она здесь довольно густая и мрачная, пересматривать эту историю вам вряд ли захочется. На атмосферу влияет всё – персонажи, сюжет, режиссура и даже грим. Последнее особенно хочется отметить, так как работа гримёрами проделана просто шикарная. Что сенобиты, что полуживой (это сложно описать словами) Фрэнк выглядят жутко и устрашающе. Даже кровь в этом фильме не такая, как в остальных ужастиках. Гримёры молодцы. Также выделю саундтрек, очень подходящий этой истории
В итоге получился очень интригующий и качественный мистический триллер. Может он вам и не понравится, но запомнится он вам надолго точно. Мрачные интерьеры дома, сенобиты, грим, саундтрек – всё это на высшем уровне. Фильм специфичный, но, если вас заинтересовало, смело можно посмотреть. В любом случае, второго такого вы не найдёте.
7,5 из 10
2. «Восставший из ада 2» (1988)
Успех первого фильма быстро вскружил продюсерам в голову. Обычно, если продюсеры хотят заработать денег, они выпускают продолжение. Но если они очень хотят заработать денег, продюсеры выпускают вторую часть на следующий год. Так и получилось со второй частью «Восставшего из ада». Бюджет фильма увеличили до 3 миллионов долларов, а режиссёром назначили Тони Рэндела, который снимал под чутким руководством Клайва Баркера.
Сюжет продолжает первую часть. Кёрсти, увидевшую ужасы, что скрывает шкатулка, отправляют в психушку. Естественно её рассказам про сенобитов и цепи никто не верит, так что сидеть бы молодой симпатичной девушке в этом неприятном заведении до конца дней, но доктор Ченнард, управлюящий психушкой, давно искал встречи с сенобитами…
Сюжет сносный. Местами сценарий вызывает вопросы (особенно во второй половине), но в принципе к истории нареканий нет. Единственная деталь, которая раздражал – лёгкость, с которой помощник Ченнарда проникал в дом к своему начальнику. В остальном история старается держаться в рамках логики.
С персонажами ситуация интересная. Полноправной главной героиней стала Кёрсти в исполнении Эшли Лоуренс. Девушка симпатичная и играет неплохо. Развитие персонажа видно: сценаристы грамотно показали матёрость Кёрсти. Также в сиквел вернулась её злая мачеха Джулия, которая опять вызывает отвращение. Роль Джулии здесь напоминает Фрэнка из первой части. Из новых персонажей отметился доктор Ченнард, харизматичный злодей получился, хоть и внятной предыстории ему не хватило. Ещё в сюжет ввели девочку, но её роли я так и не понял. Единственное объяснение, которое я придумал – она была введена для обеления Кёрсти, которая спасает её добрую половину фильма, а так история этой девочки очень обрывочная и ненужная, будто на монтаже авторы что-то убрали. И, конечно, куда без хэдлайнера серии – Пинхэда. В этой части его роль гораздо важнее, да и харизмы он излучает больше. Вообще персонаж Дага Брэдли – зло во плоти, но не такое, как Майкл Майерс, а скорее ближе к тёмной стороне любого из нас. Без спойлеров объяснить тяжело, но кто смотрел – понял.
Атмосфера в этой части ужасная (в хорошем смысле). Мне лично смотреть фильм было неприятно, что даже странно, ведь мерзости, показанные в этой части, ничем не отличаются от того, что было в первой, но пугает и впечатляет всё равно больше. Мир ада вышел очень мрачным и гнетущим: в отличии от стандартных представлений об этом месте (как в «Хеллбое» 2019, например), здесь ад представлен бесконечными тёмными коридорами, которые ведут в места, где только хуже. Такое представление ада гораздо страшнее, чем горящая гиена с грешниками. Музыка, как и в прошлой части на высоте. Композитор Кристофер Янг получил заслуженный «Сатурн» за музыку к фильму.
В итоге можно сказать, что вышел неплохой фильм. Да, он хуже предыдущей части, но вполне себе смотрибелен. Здесь есть неплохой сюжет, классные персонажи и непередаваемая атмосфера ужаса. Если зашла первая часть – смотреть советуется.
6,5 из 10
3. «Восставший из ада 3: Ад на земле» (1992)
"Нет добра, Монро, и нет зла. Есть только плоть и то, что мы с ней творим"
(С) Пинхэд
Третью часть зрителям пришлось ждать четыре года. В принципе, вторую часть можно было назвать успешной: хоть и сборы упали до 12 миллионов при выросшем бюджете, а рейтинги немного просели, продюсеры верили во франшизу и решились на третью часть. Постановщиком стал довольно посредственный режиссёр Энтони Хикокс, который неплохо дебютировал фильмом «Музей восковых фигур» (в детстве фильм мне понравился), а потом снял провальный сиквел (судя по рейтингам). Бюджет увеличили аж до 5 миллионов долларов. Клайв Баркер вроде остался продюсером, но руки его в этом фильме не чувствуется от слова совсем.
Главная героиня этой истории – журналистка Джой. После очередного неудачного репортажа, она видит, как в больницу привозят парня, за которым тащится целая куча цепей. Этот случай заинтересовывает её и она начинает расследование. Параллельно с этим наглый владелец клуба, вокруг которого и крутится таинственное убийство, получает в руки статую прямиком из психушки Ченнарда...
Сюжет вышел скучным. Да, сценаристы старались связать фильм со второй частью, но все эти попытки бессмысленны, так как без них сюжет бы ничего не потерял. К тому же основная история вообще не привлекает, настолько она скучная и унылая. Единственное, что отмечу, так это куча ненужного в контексте данного фильма бреда: вьетнамские флэшбеки, намёки на лесбиянок, какие-то тупые клубы – что всё это делает в фильме под названием «Восставший из ада…»?
Персонажи туда же. Главная героиня Джой просто очередная главная героиня ужастика. Играть актрисе нечего, а кроме внешнего сходства с Рене Руссо я в ней ничего интересного не нашёл. Её подружка Терри такая же невзрачная. Владелец клуба, Джей Пи Монро, бесит. Единственный, кто в этом водевиле старается играть – Даг Брэдли. Его Пинхэд в этой части самый харизматичный и злой, к тому же экранного времени у него достаточно (особенно в рамках франшизы).
Атмосферы нет. Продюсеры захотели сделать из фильма стандартный подростковый слэшер 1990-х, что собственно успешно и получилось. Да только проблема в том, что «Восставший из ада» никогда не был про убийства тупых подростков. Первые два фильма были философичны и стояли особняком от популярных жанровых фильмов тех лет, а третью часть скатили в подражание трендам, которые потеряли актуальность.
Из хорошего опять выделился саундтрек и грим. Дизайн сенобитов в этот раз очень интересный, создатели постарались на славу. Да и сцены действия неплохие. Проблема в том, что вся это красота начинается после часа нудного действа, и дотерпеть до экшна сможет не каждый зритель.
Получился слабый B-ужастик, в котором от былого «Восставшего…» ничего не осталось. Атмосферы нет, фильм нестрашный, герои скучные, а Пинхэд и последние бодрые полчаса вытянуть на себе такое попросту не способны. Фильм не ужасен, но далеко не хорош.
5,5 из 10
4. «Восставший из ада 4: Кровное родство» (1996)
"То, что вы считаете болью — её тень. У неё своё лицо. Я покажу вам её истинное лицо, господа. Я есть боль"
(С) Пинхэд
Видя, куда катится франшиза, продюсеры напряглись. С повышением бюджетов фильмов сборы либо падали, либо стопорились на месте, а зрительские оценки с каждым фильмом катились ещё хуже сборов. Через четыре года после выхода провального «…ада на земле» (фильм собрал те же 12 миллионов, что и вторая часть, а оценки опять просели на полбалла) продюсеры запустили Пинхэда в космос. Бюджет снизили до 4-ых миллионов, а на роль постановщика позвали Кевина Ягера, работавшего до этого над «Байками из склепа».
Сюжет рассказывает про три временных линии: прошлое, настоящее и будущее. Связывают эти линии члены семьи Лемершан (не зря же подзаголовок кровное родство). На космической станции в 2127 году сидит чокнутый доктор, отпустивший весь экипаж на землю. Космический спецназ проникает на станцию и начинает допрос. Собственно, на нём доктор и выкладывает, что пытается уничтожить сенобитов, пытаясь подкрепить свой рассказ событиями из жизни предков…
Вместо привычного разбора сюжета, начну рассказ о фильме, с истории его создания, чтобы было понятно, почему фильм вышел таким, каким вышел. Изначально в фильме присутствовали сенобиты-аристократы, демонические клоуны и бал-маскарад, но чтобы быстрее перейти к Пинхэду, продюсеры вырезали это всё, а общая длительность вырезанного материала составила 40 минут. Самое ужасное в этой ситуации то, что все сценарии предполагали появления Пинхэда не так рано, как хотели продюсеры, а промо-фото из вырезанных сцен фильма попали в ряд журналов. Сам фильм в итоге идёт всего 1 час 24 минуты, и рваное повествование и сбитый темп очень сильно чувствуются. По итогу режиссёр Кевин Ягер ушёл из проекта, а режиссёром указан Алан Смити (этот псевдоним используют режиссёры, которые отреклись от собственных фильмов).
Сам сюжет из-за этой неприятной истории просто разваливается и выглядит нескладным. Ветка с прошлым из-за вырезанных сцен стала длиться всего минут 10-15, что делает очень обрезанной и невнятной. Не знаю, пострадало ли ветка с настоящим от продюсеров, но её качество тоже оставляет желать лучшего. Ветке в будущем уделено меньше всего времени, так что даже не буду расписывать её убогость.
Актёры под стать сюжету. Всех Лемаршанов из разных времён играет один и тот же актёр –Брюс Рэмсей. Актёр он слабый и не фактурный, главную роль не тянет совершенно, тем более ему не удалось перевоплощение в трёх разных персонажей. Всё, что их различает – причёски. Разве что в ветке будущего он постоянно без эмоционален, а в остальных двух ходит с постоянно удивлённым лицом. Валентина Варгас также не тянет роль злодейки, а уж тем более принцессы ада. Все её потуги изобразить коварство и злобу лишь смешат, так как ходит она с одним и тем же выражением лица. Единственный приличный актёр – Даг Брэдли. Его Пинхэд, виновник монтажного ада фильма, просто шикарен. Пожалуй, слабые 3 и 4 фильмы франшизы скрашиваются исключительно его персонажем, который получил очень много экранного времени.
Про музыку, атмосферу и прочее даже говорить как-то не хочется. Разве что отметить ужасную графику, которую спокойно можно было заменить механической куклой во всех случаях использования. Грим хороший, но зритель видит это в четвёртый раз, удивляться здесь нечему.
Фильм получился крайне слабым и скомканным. Причём не буду стоять на стороне тех, кто считает «Восставшего из ада 4…» несостоявшимся шедевром. Судя по попавшим кадрам и некоторым тупостям сюжета, который никакой монтаж не спасёт, фильм был просто проходным и странным «Восставшим из ада», а уж с таким корявым монтажом он стал просто ужасной частью серии. Никому не советую к просмотру, даже ради Пинхэда.
3 из 10