Коллапс. Сколько красок в этом слове?
Если уходящий год я «закрывал» статьями о Советском Союзе, то теперь я объявляю неделю... Воспоминаний? Не знаю. Факт в том, что тридцатилетний «таймер перемен» отщелкивает последние минуты, а 2021 для меня — это тридцать лет с момента, когда менялся, не побоюсь этого слова, облик мира, в котором мы живём.
Здесь не будет мест, потому что все эти книги принципиально разные. Так надо. Ну что, поехали?
Мчится наш поезд вперёд,
Где тормознём - чёрт знает...
• Владимир Кунин, «Кыся»
Я долго искал, но так и не смог найти более-менее подходящего под этот типаж фото/рисунка. Перевелись, видать, такие “мамонты„ в руках у всяких Пилипенко.
Жанр: А кот его знает. В прямом, что характерно, смысле слова.
Год: 1995
Где купить: В бумаге вы цикл едва ли найдёте, но вот в электронном виде — он есть, целиком и по приятной глазу цене. Более того — это тот редкий случай, когда покупка имеет смысл, так как на всех без исключения «пиратских» сайтах с этим циклом творится какая-то лажа: очерёдность книг перепутана, часть из них — обрезана, две последних — вообще отдельная тема. Проще купить, увы или ура.
О книге, кратко:
Мир глазами кота, со всеми вытекающими. Причём не какого-нибудь там «просто кота», а здорового такого кошака по имени Мартын, проживающего у потомственного интеллигента-писателя Шуры Плоткина. Таких уже не делают, да.
Волею судеб его хорошо так помотает по всему миру, более того — России тут посвящено минимум места, но дух времени — передан прекрасно.
От себя:
Кунин — личность неординарная. Для тех, кто не в курсе: он же в своё время написал «Интердевочку» и «Ай гоу ту Хайфа». Сам роман — строго «28+» (опять же, так как написан от лица вполне себе здорового кота), читается легко и непринуждённо.
А ещё — он в своё время давал интервью «Комсомольской Правде». Весьма, надо сказать, интересное и наполненное.
Мартын — подлинное имя обитателя нашей ленинградской квартиры. Мы с Ириной подобрали его котенком на лестнице. Мартын прожил с нами семь лет. Эдакий бабник-террорист. Боец. Абсолютно беспородная сволочь. Его боялись все. Даже овчарки приседали перед ним от страха.
• Юрий Бригадир, «Дневник тестировщика»
Жанр: Проза жизни.
Год: А чёрт его знает. С произведениями, которые переписывались с диска на диск и свободно гуляли по Сети — ни в чём нельзя быть уверенным.
Где купить: Это самиздат, товарищи. Забейте в «гугл».
О книге, кратко:
Условно-автобиографическое описание жизни банды компьютерных пиратов славного города Новосибирска, ежедневно приносящей мировым корпорациям миллионные убытки. Всё это — щедро мешая правду, вымысел, «уместный» юмор и мат.
От себя:
Какое время — такая и проза «от народа». Весьма, надо сказать, хлёстко, но смешно. Бригадир — он как Шнуров от мира литературы: может написать текст, в котором из десяти слов три будут матерными, но при этом — всё «вместно» и работает «на атмосферу». Если не страшитесь — однозначно стоит оценки.
• Суперсыщик по прозвищу Блин
Жанр: Как бы детский как бы детектив
Год: Тайна сие великая есть
Где купить: «В бумаге», опять-таки, не найти. В электронном виде — «полной коллекции» нет даже на «Литресе», но есть на «Литмире».
О книге, кратко и от себя:
Можно сказать: «всё это мура и вообще для детей». А можно сказать (и я это говорю), что по прошествию стольких лет всё это не только чрезвычайно жизненно (очень многие моменты писались «с натуры»), но и атмосферно. Именно в том самом плане, который «как тогда жили люди и чем дышали».
Наверное, этот цикл заслуживает отдельной рецензии. Наверное, несмотря на отсутствие мест в этом списке — именно его я рекомендовал бы в первую очередь, причём по статусу «на сейчас» — с шильдиком «недетский детектив».
– Ну, это еще терпимо, – подумав, решил Помойный Консультант. – Налоговая меня пока что не достает. Хотя скоро и до моего бизнеса доберутся.
У Блинкова-младшего глаза на лоб полезли.
– До какого бизнеса?!!
– А что я, по-твоему, делаю?
– Отвинчиваете что-то.
– Не что-то, а регулятор. Сниму и продам. Скажешь, не бизнес?
– Пожалуй, – согласился Блинков-младший.
– Что значит «пожалуй», – обиделся бомж, – когда я по всему двору мусоропроводы держу! Восемнадцать подъездов! Да меня, если хочешь знать, в инвалиды звали, и то я не пошел!
– Как это – в инвалиды?
– Ну, видел в метро одноногих, которых по вагонам возят в инвалидной коляске? Полную форму давали: камуфляж, берет десантный и ботинок!
«Ботинок» потряс Блинкова-младшего. В нем была окончательность: раз дают один ботинок, значит, второй не нужен.
– А что же ногу?! – громким шепотом спросил он, чувствуя, что примерзает к холодильнику от ужаса. – Ногу пришлось бы отрезать?!
Бомж хохотнул из глубин холодильника и выкарабкался с отвинченным регулятором в руках. У него была лохматая физиономия добродушной дворняги: сверху неровно оттяпанная ножницами челка, снизу заползшая на щеки почти до глаз борода.
– Смотри, как инвалидам ноги вырывают…
Рукой ухватив себя за сапог, Никита подвернул ступню под мягкое место и уселся рядом с Блинковым-младшим. Подогнутая нога как будто исчезла.
– Натуральная культяпка! – похвастал бомж, с гордостью хлопая себя по колену. – Сбоку-то заметно, а представь: я снял штаны, поджал ногу и надел штаны сверху… – Он заерзал, устраиваясь поудобнее. – Конечно, с непривычки ногу отсидишь. Есть мастера, которые по восемь часов работают, и хоть бы что! А так, если невтерпеж, заедешь в туалет и разомнешься…
Герой тут и в «ментовке» отсидит, и с местными БОМЖами познакомится, и много чего ещё ощутит «на своей шкуре».
При этом, что характерно, судя по некоторым «воспоминаниям очевидцев» — в этом цикле ещё действует правило «мягче и светлее», в то время как в жизни и похуже было, особенно если брать регионы. Что, в общем-то, довольно ожидаемо.
А почему так мало?
Во-первых — потому что нет желания.
Во-вторых — потому что нужно что-то и на следующий раз оставить, а хороших книг про этот период — раз, два, обчёлся.
В третьих — потому что так выше шансы, что вы действительно пойдёте да скачаете что-то из этого цикла.
Интересно, а что читали вы? Пишите, что ли, «сведём справки».