К годовщине начала регулярных пассажирских перевозок на Ту-114*, памяти заслуженного штурмана СССР Александра Москалева
*15 ноября 1957 года Ту-114 совершил первый в своей истории полет.
Благодарю редакцию журнала за возможность вспомнить моего деда — Александра Федоровича Москалева и, вместе с ним, наших славных авиаторов далеких военных лет и трудного послевоенного времени. Мне кажется, есть что-то, о чем он умолчал, но хотел и мог бы рассказать.
В 1972 году журнал «Гражданская авиация» выпустил статью о моем деде — заслуженном штурмане СССР. Статья вышла удивительно поэтичной, необычайно отрешенной от черствой фактологии, недаром ее автором был писатель Юрий Панов. В статье звучит «беспечное» треньканье синиц, «шуршащий ковер, вытканный из листвы удивительных расцветок», осенний лес, оголившийся и оттого ставший просторней, раздавшись «ввысь и вширь». Мимолетно, невзначай мой дед называет себя «вечным штурманом». Это удивляет автора статьи, потрясает. Он пишет:
«Пусть над землей непроглядная ночь, пусть все небо от горизонта до горизонта затянуто толстым покровом облаков, пусть кажется, что не в человеческих силах отыскать аэродром, штурман-навигатор сумеет вывести воздушный лайнер в заданный пункт».
Перелистывая все тот же журнал 1972 года, не перестаешь удивляться реальности советской сверхзвуковой гражданской авиации и советских аэробусов. Этому предшествовал изнурительный героический труд миллионов людей. Как же тут не вспомнить, что закалкой поколения моего деда были тернии Великой Отечественной войны.
Гражданская авиация в годы войны взяла на свои плечи ношу транспортной авиации — доставка по воздуху оружия, боеприпасов, медикаментов, средств связи, еды и одежды, вывоз раненых, десантирование и переброска военных специалистов и руководства.
Фронтовая дорога Александра Федоровича не обошлась без тяжелых утрат. Было все — яростный огонь вражеских зениток и истребителей, молящие глаза раненых, партизан. О войне мой дед вспоминать не любил. Когда его спрашивали, отвечал скупо. Не потому, что нечего было вспомнить. Скорее, он оберегал близких от тяжести этих воспоминаний.
Не раз пересекая испещренную взрывами линию фронта на По-2 или Ли-2, стрелок-бомбардир, штурман или пилот каждый боевой вылет проводил на острие нерва. Они устремляли корабль в дымящее небо, не зная, вернутся ли обратно. Наши деды прошли школу жизни на войне. Такими же неугомонными трудягами, непоседами они остались и в мирной жизни, служа гражданской авиации.
Несмотря на невзгоды послевоенного времени, среди авиаторов дед прослыл оптимистом с задорным, но добродушным нравом. Когда это требовалось, он не упускал шанса приободрить сослуживцев, развеселить, поднять летчикам настроение. Экипажи дальнемагистральной авиации проводили сутки напролет вместе. Четкий, собранный во время работы, по окончании рейса он был душой коллектива.
За время работы в авиации А. Ф. Москалев освоил самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ту-104, Ту-4, Ту-114. Владея всеми методами самолетовождения, он занимал должности штурмана корабля, штурмана авиаэскадрильи, старшего штурмана авиаотряда. Общий налет за время работы в «Аэрофлоте» составил 19 300 часов, в том числе ночью — 5950 часов.
Но самое главное — он был пионером освоения Ту-114. Его налет на этом самолете — 5990 часов. ТУ-114 стал первым дальнемагистральным лайнером в Союзе. Первые регулярные рейсы на Ту-114 начали выполняться в 1961 году. А уже в январе 1963 года на самолете СССР-76480 был выполнен первый зарубежный рейс по расписанию по маршруту Шереметьево — Мурманск — Гавана.
Во многом за первенство в освоении этой машины, а также за подготовку молодых летчиков и многолетнюю безаварийную работу в 1971 году А. Ф. Москалев был награжден званием «Заслуженный штурман СССР».
А ведь деда долго не допускали до зарубежных рейсов. Отец Александра, Федор Павлович Москалев, во время войны попал в плен, геройски сбежал и партизанил в Беларуси, куда на помощь партизанам, не ведая об отце, денно и нощно курсировал его сын на Ли-2… Как и многих других, отца ждали после войны лагеря.
Стихли взрывы, но мой дед так ничего и не знал о судьбе своих родителей и младшего брата. Пришла скорбная весть, что мать и брат умерли от голода в Белоруссии. Отец считался «пропавшим без вести». Это Александр Федорович и указал в анкете. То, что его отец отбывал заключение, выяснилось после проверки первым отделом. Решением стал запрет на полеты за границу.
Однажды командир бывшего партизанского отряда встретил каторжанина Федора и узнал его. Ему пришлось обивать пороги и письменно подтверждать, что тот проходил военную службу в партизанском отряде вместе с ним. Моего прадеда освободили в 1955 году, реабилитировав в 1966-м.
После войны началось освоение Севера. Александр Москалев стал часто пересекаться с Александром Федосеевым (которого в нашей семье зовут дядей Шурой), полярным летчиком, нередко гостившим в краях тундры и вечной мерзлоты. Саша и Шура сдружились.
Как-то раз Шура пригласил деда в гости к своему брату, где он и повстречал племянницу Шуры — Надежду. Вскоре сыграли свадьбу. Надежда стала для деда путеводной звездой. Она подарила ему двух дочерей — Татьяну и Ирину, которые родили троих внуков. Нас, своих внучат, дед обожал и часто баловал. Таким и запомнился мне дедушка Саша, как зовем его в семейном кругу.
Текст и фото: Николай Трофимов
Читайте также:
- Николай Мисюра: летчик, ликвидатор, идеальный дед
- «ЛУЧШАЯ РАБОТА — ЭТО БЫТЬ ШТУРМАНОМ НА ИЛ-76»