Знакомясь с историей Древней Руси, иногда диву даёшься той жестокости, которой люди подвергали себе подобных, да и тому, что жизнь человеческая и гроша не стоила. В этом историческом этюде хочу рассказать о том, как брат оговорил брата и велел ослепить его.
Случилось это во времена правления в Киеве великого князя Святополка Изяславича (1050 - 1113), после завершения самой большой в истории Руси междоусобицы, сразу по окончании так называемого Любечского съезда в 1097 году. На съезде собрались князья - рюриковичи, участвовавшие в междоусобице и миром поделили между собой земли русские.
Не будем заморачивать читателя именами потомков Рюрика, ибо их к тому времени было уже много и часто они имели одинаковые имена, но разные отчества, а обозначим лишь тех, которые участвовали в сём, вопиющем своей жестокостью, случае:
Святополк Изяславич - великий князь киевский. Главный князь.
Владимир Всеволодович Мономах - двоюродный брат Святополка.
Давыд Игоревич - двоюродный брат Святополка и Мономаха.
Василько Ростиславич - двоюродный брат всех троих выше.
Все они были участниками съезда и получили в удел земли русские. Клялись на нём больше не воевать друг с другом и в знак клятвы - целовали крест, помятуя, какие беды принесли их раздоры государству, терзаемому внешними врагами.
Но как говорится: "в семье не без урода" и один из братьев стал сразу же "мутить воду"... Спустя малое время, Давыд Игоревич начал наговаривать Святополку на брата своего - Василька Ростиславича. Будто бы Василько вступил в тайный сговор с Владимиром Мономахом и они вдвоём хотят Святополка свергнуть с главного трона и поделить его земли. Святополк не хотел верить - ведь только накануне братья клялись друг другу в дружбе и крест целовали. Давыд настаивал на своём, приводя какие-то доводы в пользу своей информации и Святополк начал колебаться.
В то самое время Василько был проездом мимо Киева и встал с дружиной станом неподалёку от столицы. Давыд, предложил Святополку пригласить Василько в гости и отдать его на расправу - ему. Святополк колебался, но всё же послал к Василько гонцов с предложением посетить Киев и братьёв своих - в качестве дорогого гостя. Василько спешил в свою вотчину - город Теребовль, находящийся под угрозой нападения половцев и отказался. Пришли гонцы и от Давыда, которые тоже получили от Василько отказ. Давыд, воспользовался этим, сказав князю: „Видишь ли – не помнит о тебе, ходя под твоей рукой. Когда же уйдет в свою волость, сам увидишь, что займет все твои города – Туров, Пинск и другие города твои. Тогда помянешь меня. Но призови его теперь, схвати и отдай мне"
Святополк, всё более веря в наговор Давыда - еще раз посылает гонцов к Васильку со словами: „Если не хочешь остаться до именин моих, то приди сейчас, поприветствуешь меня и посидим все с Давыдом"
Василько, не зная о наговоре, убоялся проявить неуважение к братьям и с малой дружиной решил посетить Киев.
По дороге в столицу его встретил отрок, который сказал ему о заговоре против него, но Василько, не поверя ему все из-за той же клятвы на любечском съезде - продолжил путь.
Святополк встретил брата с лицемерной радостью в своих хоромах, там же был и Давыд. Великий князь сделал вид, что ему надо отлучиться, чтобы приказать приготовить всем завтрак и вышел из палаты. Давыд остался с Василько один, побледнел и не мог проронить ни слова - одно дело языком молоть, совсем другое - дело сделать. А был уговор, что Давыд накажет Василько сам. Давыд не выдержал напряжения и сказал Василько, что пойдёт и посмотрит где Святополк, а сам, выйдя - дал знак своим людям. Вошли люди Давыда и повязали Василька оковами по рукам и ногам и заключили на ночь под стражу.
Утром, Святополк собрал в Киеве совет и рассказал боярам и другим присутствующим киевлянам всё, что поведал ему Давыд. Бояре и присутствующие ответили, что ежели Василько виноват, то пусть понесёт заслуженное наказание, а если - нет, то Давыд ответит перед Богом за клевету. За Василько вступились игумены, но великий князь ответил - пусть Давыд разбирается.
Давыд же, узнав о том, что Василько решили отдать в его руки - пожелал ослепить его. Той же ночью его погрузили в телегу и повезли в Звенигород - небольшой городок возле Киева. По прибытию на место, молодого князя выгрузили окованным из телеги и завели в небольшую избу, где сидел человек и точил нож. Василько понял, что его хотят ослепить и возопил к Богу, стоная и плача об участи своей.
Тут же в избу вошли два конюха - один Святополков, другой Давыдов. Имена их - Сновид Изечевич и Дмитр. Расстелили на полу ковёр и хотели положить Василько на него, чтобы ножом вырезать ему глаза, но не смогли вдвоём совладать с ним, так как князь сильно сопротивлялся. На подмогу конюхам прибежали ещё два человека, которые сняли с печи доску и кинули князю ее на грудь, а конюхи сели на её края. Но и это не помогло - князь продолжал сопротивляться. Тогда прибежавшие сняли с печи еще одну доску и так придавили князя, что у того затрещала грудь.
Человек, до этого точивший нож, служил пастухом у Святополка и был именем Берендий. Этот Берендий с первого раза в глаз князю ножом не попал и порезал ему лицо. Потом, словчившись, вынул ножиком один за другим глаза князя.
Василько потерял сознание и казался мёртвым. Слуги прямо в ковре погрузили молодого князя в телегу и повезли в город Владимир (ныне - Владимир-Волынский на Украине), в вотчину Давыда.
Там он пришел в сознание во время того, когда с него сняли окровавленную рубаху и отдали стирать попадье, а попадья постирав рубаху, надела её на Василько, сильно рыдая и оплакивая его как мёртвого.
Василько очнулся от этого рыдания и спросил пить. Ему дали воды, он напился и потрогав мокрую рубаху, сказал: „Зачем сняли её с меня? Лучше бы в той сорочке кровавой смерть принял и предстал бы в ней перед Богом".
Василько выжил. Этот ужасный поступок сильно возмутил других братьев-рюриковичей, участвовавших в съезде в Любече и других, русских князей. Началась опять междоусобица, продлившаяся еще 3 года и унесшая жизни многих людей. Святополк отделался лёгким испугом, а Давыд -лишился своих земель. В междоусобице принимали участие даже поляки и венгры. Интересен в этой борьбе случай, в который трудно поверить - сводный отряд русичей и половцев, состоящий всего из 500 воинов, разгромил 100 тысячную армию венгров, погубив из них - 40 тыс.
Но это в следующей статье ))) Подписывайтесь на канал - будет еще много интересного.
Если статья понравилась - ставьте лайки и пишите комментарии.