Теме проверки контрагента посвящено множество работ, обсуждений, статей, семинаров всякого рода дискуссий. Однако, когда дело доходит до серьезного контракта, всегда присутствует «легкий холодок». Но о серьезных контрактах поговорим в следующий раз, сегодня остановимся на каждодневной рутине обычного безопасника и руководителя (владельца) предприятия (бизнеса). Слышу подсказку из зала: У нас договор согласовывают не только безопасник, на «бегунке» расписываются главбух, юрист и другие важные и ответственные персоны. Но все дело в том, что когда ситуация становится нештатной, кошелек трещит у хозяина, а у безопасника потеет зад. Здесь мало кто возразит. Как действующий зам. Директора по безопасности, я ежедневно получаю предложения о покупке «супер баз» с максимальным объемом полезной информации в том числе из закрытых источников. Все это хорошо, но в случае получения неполной информации Вы вряд ли сможете предъявить что-либо кому-либо. Второе, как Вы сможете обосновать наличие у Вас информации из закрытых источников, и немаловажно: Приложенная справка, распечатанная из предоставленной базы данных, вряд ли будет аргументом для ФНС о том, что Ваша Компания проявила должную осмотрительность при изучении потенциального делового партнера, не имела умысла на участие в налоговой оптимизации Ваших деловых партнеров.
Ткнувшись несколько раз лбом в стену, попав ногами в жир, в том числе во время разборок с теми самыми ответственными лицами, согласовавшими договор, наверное каждый сталкивался с тем или иным коллегой, согласовавшим договор, который разводил руками : «А Я- што…». Большинство работников, в том числе высокопоставленных, будут бить в грудь пока все хорошо, когда нет проблем. Что бы как-то делить ответственность за изучение контрагента, я пришел к тому, что прежде чем запустить договор по кругу согласования, к нему прикладываю справку о потенциальном деловом партнере, форму которой разработал в результате долгих мытарств, которую честно говоря, постоянно редактирую для более удобного восприятия как самому, так и коллегам. А в большей степени для руководителя, который принимая окончательное решение, мог видеть более ясную картину о потенциальном деловом партнере, либо о контрагенте с которым уже ранее работали, нужно понимать, как у него обстоят дела в текущий временной промежуток.
И так, пример. Ищем любую организацию на букву «А», сфера деятельности на «А»: автобизнес, город пусть будет на «Б» выбираем: Айнат-авто Барнаул. Надеюсь, представители Компании не осудят строго, мы в справку внесем только информацию из открытых компетентных источников, не нарушая действующее законодательство. Cтатья 29, ч.4 Конституции РФ: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Справку о контрагенте составляю и прикрепляю к договору, делается она от 10 минут до 2-х часов, все зависит от количества связанных компаний, для ее составления не использовались платные ресурсы и… что немаловажно, для себя я сохраняю все исходники, наличие которых будет одним из доводов в ползу того, что при выборе контрагента проявлена «Должная осмотрительность».
Справку из этических соображений, несмотря на относительную доступность исходников не прикрепляю, лишь могу для общего понимания сообщить, что справка минимум на 2-х страницах А4, в ней содержится общая информация о контрагенте, Полное наименование, Сокращенное наименование, ОГРН, ИНН, Сведения о состоянии, Сведения об уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде, паевых взносах), Сведения о субъекте МСП, Сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, Сведения о непредставлении налоговой отчетности более года, Налоговые правонарушения, Специальные налоговые режимы, Участие в консолидированной группе налогоплательщиков, Среднесписочная численность работников организации, Уплаченные налоги и сборы (без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и сумм налогов, уплаченных налоговым агентом), Суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации, Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, Cведения о блокировке счетов, ФССП, Арбитражная практика. В дополнение- табличка об основных ФР и Бухгалтерском балансе за предыдущий год. Кроме того, добавляю данные о связанных юрлицах, данные по результатам выезда на адрес, указанный контрагентом для оценки истинного состояния дел, наличия оборудования итд.