Как изначально можно оценить рынок? Безусловно, с точки зрения соотношения спроса и предложений. Существуют такие сегменты, где последние превышают объективную потребность, благодаря чему возникает конкуренция (порой даже сверхконкуренция), а есть где наоборот — нехватка квалифицированных специалистов, и, соответственно, компаний. И если в первом случае «хозяин положения» - клиент, который становится все более и более избирательным, взвинчивая требования к работе исполнителя и «утаптывая» его по цене, то во втором — все с точностью до наоборот, и здесь исполнитель часто диктует свои правила. В клиентском бизнесе все участники рынка вынуждены постоянно снижать цену и создавать иллюзию повышения качества (здесь уже начинаются как минимум ухищрения маркетологов, а как максимум — откровенное мошенничество), так как реально повысить качество при снижении стоимости невозможно. Либо оставляя стоимость прежней, улучшается качество сервиса и сопутствующих услуг. Здесь и возникает опасная для нашего менталитете грань — переход из сервиса в поведенческую проституцию (раболепный сервис). Сказывается тяжелое наследие крепостного права. И тогда бизнес начинает представлять собой омерзительную картину, даже если и приносит прибыль своему создателю. Люди же, работающие в такой структуре, постепенно деформируются в «недочеловеков», постоянно понижая собственную самооценку, что, в свою очередь, неизбежно приводит к личным трагедиям.
В сегодняшней Москве конкуренция достигла таких масштабов, что уже и раболепный сервис не в состоянии обеспечить успех бизнеса, и вот тут на сцену выходят наработки криминального мира — мошенничество. По введению покупателя в заблуждение (обман в рамках законодательства) и выманиванию денег сегодня существуют целые школы. Не будет сильным преувеличением утверждать, что значительная часть жителей столицы (как финансового центра) задействованы в этих схемах. Многие считают это работой — например, осуществление рекламных звонков по телефону. Но на самом деле, в масштабах страны, эта деятельность абсолютно вредна. Судите сами, в статистике все эти «работники» фигурируют, а никакой продукт не производят. То есть в нашей дроби в знаменателе они сидят, как суммарное население страны, а в числитель — производимый страной продукт, добавляют чистый математический ноль. Ничего удивительного в том, что коэффициент эффективности нашего специалиста, относительно среднеевропейского ниже в разы. А давайте попробуем убрать всех этих «менеджеров-холодозвонов» из статистики, и посчитать специалистов — среди специалистов показатели совсем другие, и в ряде случаев даже превзойдут наших западных конкурентов.
Так откуда же взялся этот экономический перекос? На мой взгляд все просто — когда вся наша огромная страна устремилась в одну точку, а именно, в Москву, здесь образовалась сверхконцентрация людей, повлекшая за собой сверхконкуренцию. Ну и конечно желание людей идти по пути наименьшего сопротивления — гораздо проще перейти к агрессивному навязыванию своего продукта/услуги, нежели разработать и выпустить на рынок что-то принципиально новое. Поэтому вместо бизнесменов и бизнеса, мы получили умопомрачительное количество торгашей, с весомым процентом жуликовсреди них, а вместо бизнеса и цивилизованного рынка - базар.
Текст: Павел Сапов