Дочь тайного советника Ольга Веселкина
Начальница Александровского женского института благородных девиц до 1918 года, она была выслана из столицы новой властью как «социально чуждый элемент» в 1924 году. После окончания срока ссылки в Свердловске она осталась на Урале, основав кафедру иностранных языков УИИ-УПИ.
Каким образом дочь тайного советника, выпускница Сорбонны, племянница Лермонтова и Столыпина, соратница казненной Елизаветы Федоровны Романовой, вписалась в новую жизнь на Урале? После Октябрьского переворота Ольга Михайловна продолжала жить в Москве. Несмотря на то, что революционные события были приняты ею без особого восторга, об эмиграции она никогда не помышляла. С 1918 по 1924 гг. она работала в библиотеке Румянцевского музея (ныне – Российская государственная библиотека), где занимала должность помощника заведующего иностранным отделом библиотеки. В 1923 году она была арестована и, проведя несколько месяцев в тюрьме, решением Областной коллегии ОГПУ «как социально чуждый элемент» была сослана в Сибирь, но волею судьбы оказалась в Свердловске сроком на три года. По окончании срока ссылки Ольга Михайловна по собственному желанию осталась жить на Урале.
Первое время она работала заведующей библиотекой Свердловского музыкального техникума, а с 1929 года становится главным библиотекарем фундаментальной библиотеки Уральского индустриального института, будущего УГТУ-УПИ, и одновременно преподает иностранные языки в нескольких отделениях этого института (в личном деле Ольги Михайловны сказано, что она владела почти в совершенстве пятью европейскими языками). В 1930 году Ольга Михайловна основала и возглавила в Уральском индустриальном институте кафедру иностранных языков. А перед этим было директорство на основанных ею же областных курсах иностранных языков, где готовили технических переводчиков.
В это время на уральских заводах шел активный процесс переоборудования зарубежной техникой, здесь работало много западных специалистов и ощущалась явная нехватка переводчиков. Кстати, на этих же курсах у О.М. Веселкиной совершенствовал свои знания немецкого языка будущий Герой Советского Союза Николай Кузнецов, о чем сохранились воспоминания очевидцев. В годы Великой Отечественной войны О.М. Веселкина работала «по специальным заданиям военного ведомства», по- видимому, речь идет о курсах по подготовке военных переводчиков, которые она возглавляла. В 1944 г. она была награждена Орденом Трудового Красного Знамени «За выдающийся вклад в дело подготовки специалистов для народного хозяйства», а позднее и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В биографии Ольги Михайловны есть немало «белых пятен». Например, до сих пор остается открытым вопрос, который вынесен в заглавие: была ли она действительно фрейлиной императорского двора? А возник этот вопрос потому, что в различных публикациях СМИ Веселкину часто называли и называют придворной фрейлиной. Нет ни одной статьи или заметки о ней, где бы она не упоминалась в этом качестве. Эта легенда так устоялась, что стала частью её образа. Независимо от того, был ли у нее «фрейлинский "шифр" (т.е. «нагрудный фрейлинский значок»), Ольга Михайловна имела самое непосредственное отношение к правящему Дому Романовых, что было обусловлено как должностными обязанностями в ее «московский период жизни», так и ее родственными связями.
О.М. Веселкина не только была лично знакома и неоднократно общалась с императором Николаем II, его матерью – вдовствующей императрицей Марией Федоровной, а также с императрицей Александрой Федоровной и ее старшей сестрой, но фактически она и сама приходилась дальней родственницей некоторым из представителей этой династии. Так, например, недавно почивший последний Глава Ассоциации представителей Дома Романовых Дмитрий Романович Романов, а также правнучка сестры Николая II Ксении - Ксения Шереметьева (в замужестве Сфирис) имеют в родословной общего с Ольгой Михайловной предка – помещика пензенской губернии Алексея Емельяновича Столыпина.
Будучи председательницей Попечительского Комитета Московской Иверской общины сестер милосердия, она напрямую общалась с августейшими особами по долгу службы. Ведь должность почетных августейших председательниц в ней занимали в то время великая княгиня Елизавета Федоровна – старшая сестра императрицы Александры Федоровны и Ольга, королева Греции – дочь Константина Николаевича, внучка императора Николая I. К тому же Иверская община сестер милосердия, как и большинство сестрических общин России в конце XIX – начале XX вв., находившихся в ведении Российского отделения Общества Красного Креста, состояла под непосредственным подчинением и контролем самой вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны – матери Государя императора Николая II. К слову, к началу Первой мировой войны Иверская община была наиболее многочисленной из 7 московских общин сестер милосердия, чья деятельность регламентировалась Общим уставом Российского Красного Креста, утверждённым в 1903 году.
Несомненной заслугой Ольги Михайловны на посту председательницы попечительского комитета Иверской общины сестер милосердия является организация ею массовой и экстренной подготовки младшего медицинского персонала во время Первой мировой войны. Благодаря занимаемой ею одновременно должности начальницы Александровского женского института она имела возможность привлекать к обучению на курсах сестер милосердия общины учениц и выпускниц этого учебного заведения, многие из которых затем ухаживали за ранеными воинами в различных госпиталях и лазаретах. С началом войны на средства Иверской общины было оснащено медицинским оборудованием и отправлено на фронт два санитарных поезда, развернуто несколько фронтовых госпиталей и военно-полевых лазаретов.
Заметим, что, по свидетельству сохранившихся архивных документов, в этой деятельности Ольге Михайловне постоянно продолжала оказывать активную помощь Великая княгиня Елизавета Федоровна. Великая княгиня часто посещала общину, иногда в сопровождении императрицы и царских дочерей. В ноябре-декабре 1914 г. Елизавета Федоровна вместе с Ольгой Михайловной и В.В. Фон-Мекком совершают поездку на Юго-Западный фронт для инспектирования военно-санитарных госпиталей и медицинских складов Галиции.
Личность педагога и общественного деятеля Ольги Михайловны Веселкиной очень многогранна. Ее судьба, полная ярких событий и драматических сюжетных поворотов, заслуживает внимания не только историков и краеведов, но и всех, кому интересна история родного города –Екатеринбурга-Свердловска, история УГТУ-УПИ-УРФУ, где по сей день хранятся воспоминания о ней как об удивительном человеке, создающем высокую планку «советского специалиста» XX века.
Оригинал рассказа размещен в декабрьском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год
автор Ольга Потемкина
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях